Интервью с Р.Гумбатовым, добившимся отмены признания «геноцида армян»

Эксклюзивное интервью AZE.az с председателем Крымской азербайджанской общины Ранимом Гумбатовым, первым в мире добившимся отмены решения о признании «геноцида армян».

– Рагим муаллим, расскажите об итогах расследования факта разрушения вандалами памятника воинам 77-й азербайджанской дивизии, освобождавшей Севастополь от фашистов. Ранее Вы сообщали журналистам о том, что это дело рук армянина грузинского происхождения. Привлечен ли он к ответственности, что Вам известно о ходе расследования?

– Памятник на Сапун-горе в Севастополе, безусловно, является гордостью всей азербайджанской диаспоры Крыма, Украины. Это не просто памятник азербайджанским воинам, принявшим самое активное участие в боях за освобождения Крыма, Украины, а целый мемориальный комплекс, занимающий большой земельный участок.

Действительно, организатором разрушения этого памятника был гражданин Грузии Эдуард Аракельян. Надо отдать должное севастопольской милиции, злоумышленники были пойманы по горячим следам. Их оказалось двое, второй местный житель. Сейчас они находятся в следственном изоляторе. Следствие по этому делу уже завершено, дело передано в
Балаклавский районный суд. Заседание суда по этому делу назначено на последние числа мая.

Максимальное наказание за такие преступления по украинскому законодательству – пять лет лишения свободы. Я надеюсь, что наша Фемида вынесет свой вердикт по всей строгости закона.

– Впервые в мире именно Крымской азербайджанской общине, благодаря Вашим усилиям, удалось добиться отмены решения о признании пресловутого «геноцида армян». Я представляю, каких неимоверных усилий это стоило. Как Вам это удалось? Ведь фактически, это прецедент, который с таким же успехом можно реализовать и в других странах.

– События 1915 года в Османской империи под юридическое понятие «геноцид» не подпадают. Ведь, говоря современным языком, власти империи вели контртеррористическую операцию на территории своей страны. Считают ли армяне, к примеру, действия России в Чечне, геноцидом чеченского народа? В действительности, эти события являются трагическими как для армян, так и для турок. Кто больше потерял людей в этот период – это вопрос к историкам, а не политикам разных стран. К слову, сами армяне путаются в цифрах, говоря о количестве своих потерь – в ранних публикациях приводилась цифра в восемьсот тысяч, в миллион. Самая «популярная» приводимая цифра – полтора миллиона. Но, иногда приводят и данные помасштабнее, к примеру, армянское общество Крыма рассказывает о двух миллионов убитых армян османами. Такая путаница, в данных о количестве жертв трагедии, о чем-то говорит?

Что касается отмены решения о признании «геноцида», следует отметить, что, добиться отмены решения какого-либо государственного органа, на самом деле, не так просто. Во-первых, это решение не одного человека, а депутатского корпуса. Властные структуры по понятным причинам не очень охотно идут на отмену собственного решения. Тем не менее, нам удалось это сделать. Было потрачено на это немало сил. Мы привели существенные аргументы в пользу того, почему городской совет должен пойти против собственной воли.

Руководство города Изюм, кстати, находящегося от Крыма на расстоянии в несколько сотен километров, обещало нам отменить это решение еще на февральской сессии. Видимо, противодействие армянской диаспоры привело к тому, что мэр города в последний момент изменил свое мнение и не поставил на голосование отмену «признания». Вместе с тем, мы продолжили свою работу с руководством Изюма, привлекли к этому «разговору» другие структуры, что в итоге привело к тому, что администрация города свое решение аннулировала. Наша работа, которую мы провели в течение нескольких месяцев, завершилась созданием первого прецедента в мире, когда было отменено решение о признании «геноцида» армян.

Я уверен, при желании, Турция может отменить все резолюции по «геноциду» армян, принятые разными парламентами и международными организациями, и при этом «заработать» большие деньги. Ведь такими решениями эти структуры нанесли огромный моральный вред чести и достоинству турок, всей Турции. Размер этого морального вреда может исчисляться миллиардами долларов, что гораздо больше, чем армяне рассчитывают получить от Турции в качестве компенсации за т.н. «геноцид».
Прецедент по отмене решения по «геноциду» есть своего рода презент Турции от нас. Хочу отметить, что в этом вопросе мы продолжаем помогать ей. Сейчас нами проводится работа по отмене аналогичного решения Ужгородского горсовета, а также постановления крымского парламента.

– Рагим муаллим, нам известно, что Крымская азербайджанская община обратилась в Раду по поводу признания Украиной Ходжалинского геноцида. Расскажите, пожалуйста, об этом.

– Мы обратились в Верховную Раду с просьбой об объявлении 26 февраля Днем памяти жертв в Ходжалы. Как известно, в этот день армянские вооруженные формирования совершили акт невиданной жестокости в отношении населения осажденного города Ходжалы. Часто события в Ходжалы называют азербайджанской Сребренницой. К своему обращению мы приложили документальные подтверждения деяниям, которые были совершены армянами в этом городе. Это обращение было направлено не только руководству Верховной Рады, но и всем фракциям, представленным в парламенте республики.

На днях нами получен ответ от председателя Верховной Рады Крыма, который нас не устраивает. Поэтому мы повторно обратились в парламент и поставили этот вопрос в несколько иной плоскости. Как только у нас будут результаты, общественность об этом узнает. Пока идут «бесшумные переговоры».

– На Украине много армян, скажите, как они реагируют на Вашу деятельность, чинят ли препятствия?

Безусловно, недовольство нашей работой в армянской среде имеется. Имеет оно место с давних пор. Расскажу вам такую историю. В январе 1991 года увидел свет первый номер газеты азербайджанской диаспоры «Миллет». Кстати, эта была первая азербайджанская газета в Украине и одна из первых в бывшем Советском Союзе. Удивительно, что на мое имя, как редактора газеты, приходили письма из Азербайджана, России, Средней Азии, даже из Прибалтики. Эти письма до сих пор хранятся в нашем архиве.

В первом номере мы опубликовали большой материал о январской трагедии в Баку, поскольку была первая годовщина тех трагических событий и, разумеется, много было материалов, посвященных армяно-азербайджанскому карабахскому конфликту. Если помните, это было время, когда Азербайджан находился в информационной блокаде, несмотря на то, что находился в составе союзного государства. В наши дни благодаря развитию коммуникационных технологий информация мгновенно распространяется по всему миру, блокировать какую-либо информацию практически невозможно. Тогда все было иначе…

Материалы о карабахском конфликте, отражающие азербайджанскую точку зрения, вызвали гнев армян. Через некоторое время после выхода этого номера «Миллет», меня вызвали на «ковер» – пригласили в областной комитет компартии, которая, как помнят многие, тогда выполняла руководящую и направляющую роль в государстве. В кабинете секретаря обкома по идеологии было много армян. Мне пытались устроить обструкцию. Мол, как же так, первый номер газеты, мы ожидали увидеть в нем поздравления с выходом в свет, а тут такие публикации, говорил председатель армянского общества А.Данельян, впоследствии ставший «премьер-министром» т.н. «НКР». К чести секретаря по идеологии, теперь известного и уважаемого в Крыму политолога, согласившегося нашими доводами, армянские «атаки» были отбиты. В последующих номерах мы регулярно помещали материалы по карабахскому конфликту.

– Как Вы считаете, что необходимо нашей диаспоре, к счастью, активизировавшейся в последнее время, для еще большего сплочения? И, как Вы прокомментируете тот факт, что страны мира охотнее верят в армянский псевдогеноцид – вымысел, основанный на армянских небылицах, но не хотят признавать Ходжалинский геноцид – события, подтвержденные реальными фактами и свидетельствами.

– Вы правильно отметили, что в последнее время азербайджанская диаспора заметно активизировалась, об этом говорят как представители других национальностей, так и армяне. Вместе с тем, с сожалением приходится констатировать, что в настоящее время диаспора пока еще не так сплочена, как этого хотелось бы. В разных странах, в разных городах этих стран появляются по несколько диаспорских организаций, зачастую делающих одно и то же, иногда конкурирующих между собой, даже мешающих друг другу. Очевидно, что очень многое зависит от интеллектуального уровня людей, возглавляющих эти организации, от их способности стать над своими амбициями ради достижения более важных вещей, от того умеют ли эти лица идти на компромисс, когда этого требуют обстоятельства.

Я бы сказал так – для сплочения, как минимум, важно: осознание того, что ты занимаешься очень значимым делом, имеющим большой смысл не только для тебя, твоих детей, но и для твоей исторической родины, умение в нужное время пойти на компромисс.

Вместе с тем, следует отметить, что для диаспоры, причем, для любой, очень важно найти баланс между служением исторической родине и интересами страны, ставшей второй родиной. Служение исторической родине не должно способствовать ущемлению или предательству интересов страны, тебя приютившей. Ты должен быть патриотом своей страны.
Классическим примером этой нестыковки можно привести действия армянской диаспоры, скажем в США. Стратегические интересы Соединенных Штатов требуют, чтобы у этой страны с Турцией были безоблачные взаимоотношения, армянская диаспора всячески старается испортить их.

Ответ на вторую часть вашего вопроса в какой-то мере вытекает из первой. Азербайджанская пословица гласит: «не плачущему ребенку молока не дают». Армяне на протяжении десятилетий постоянно проводят огромную работу по продвижению своей версии тех событий. И неудивительно, что в этом они преуспели. Вспомним Геббельса, утверждавшего, что если ложь многократно повторять, ее скоро за правду начнут воспринимать. Ведь до недавнего времени армяне на этом поприще практически никакого противодействия не ощущали. Мировая общественность получала одностороннюю информацию, не увидев возражений, воспринимала армянскую версию как правдоподобную. Не следует сбрасывать со счетов, как это несправедливо, и христианскую солидарность. Надо сказать, что со справедливостью, как это ни печально, в этом мире большие проблемы.

Вместе с тем, рано или поздно придется восстановить связи, открывать границы. Мне думается, что армянская и азербайджанская диаспоры могли бы сыграть определенную роль в примирении двух народов. Знакомый, русский по национальности, как-то рассказал мне такой анекдот: «Азербайджанское радио передает: – Правительство Азербайджана решило профинансировать полет армянина на Марс. Грузинское радио восклицает: – Вах, геноцвале, к чему бы это?! Армянское радио, немного поразмыслив, говорит: – Аа, понятно. Слушай, ара, вот полетит армянин на Марс. Все армяне возгордятся и переселятся туда. Все грузины от зависти помрут. И весь Кавказ достанется хитрым азербайджанцам». В действительности, никуда армяне не переселятся, останутся нашими соседями. И грузины будут жить, развиваться. Потому сегодня надо думать, какие чувства завтра будут доминировать в жизни народов этих стран – ненависть, злоба, страх или сотрудничество во имя благополучия. Для этого следовало бы прислушиваться к замечательной азербайджанской поговорке, рекомендующей не смотреть на соседское добро «кривыми» глазами.

– Спасибо за интервью. Хотелось пожелать Вам терпения в нелегком деле и выразить признательность за ту работу, которую Вы осуществляете в донесении всей правды об армянских измышлениях и азербайджанских реалиях.