Экономики стран G20 ищут стабильности в Исламском банкинге.
Как сообщает AZE.az, накануне в Вашингтоне стартовал семинар по Исламскому банкингу: Освобождение потенциала и поддержание стабильности.
Мероприятие, организованное Президиумом G20 и МВФ, предоставит возможность обменяться мнениями о роли финансирования на основе активов (исламских финансов) в направлении общих целей инклюзивного роста, малого и среднего бизнеса и финансирования инфраструктуры и финансовой стабильности. Это также повод для обсуждения нерешенных проблем, стоящих перед отраслью, а также рассмотрение стратегий, необходимых для поддержания его развития и защищать его независимости.
Кроме того, на семинаре будут рассмотрены результаты и выводы недавнего исследования МВФ по исламским финансам: возможности, проблемы и варианты политики.
На мероприятии заслушают выступления: заместителя директора-распорядителя МВФ Мин Чжу; главы Центрального банка Малайзии Зети Ахтар Азиза; вице-премьера Турции Али Бабаджана; президента Исламского банка развития Ахмада Моххамеда и министра финансов Люксембурга Пьера Граменья.
Как заявил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" российский ученый-востоковед, заместитель председателя Совета Ассоциации российских дипломатов, чрезвычайный и полномочный посол Андрей Бакланов, Россия была одной из первых, кто начал рассматривать систему Исламского финансового хозяйствования в качестве эффективной меры по оздоровлению финансово-экономической сферы. "Мы исходим из того, что свойственный исламским финансам и банкингу ориентир на реальное производство – это именно то, чего не хватает сейчас финансово-экономическим системам большинства стран", – отметил он.
"На сегодняшний день в Совете Федерации, в Государственной Думе и в субъектах Федерации ведется большая работа в этом направлении. Мы стремимся к тому, чтобы за короткий период времени выработать комплекс мер, в том числе законодательного характера, которые позволят сделать так, чтобы эти инструменты комфортно работали в российских условиях. При этом мы используем и позитивный опыт Великобритании, а также целого ряда других стран, в том числе арабских и азиатских. Но в принципе, мы идем своим путем, потому что опираемся и на определенные национальные традиции, которые по духу во многом совпадают с принципами Исламского банкинга", – пояснил Бакланов.
По его словам, Россия будет с интересом следить за мероприятием в Вашингтоне. "Нам будет интересно сопоставить наши оценки с оценками американских коллег", – подчеркнул заместитель председателя Совета Ассоциации российских дипломатов. "Также мы очень большое внимание уделяем сейчас подготовке к форуму по Исламскому банкингу, который состоится в Казани 16-17 июня этого года", – заключил он.
В свою очередь директор департамента экономики СМР Мадина Калимуллина обратила внимание на то, что исламская финансовая система основана на этических принципах, а не на процентном кредитовании. "Финансовые институты очень часто зарабатывают не столько на процентах, сколько на штрафах и пени. То есть фактически финансовому институту выгодно, когда должник испытывает сложности и не может вернуть средства вовремя.
В Исламском же банкинге и финансах отсутствуют штрафы и пени в случае задержки выплаты долга, если это зависит от объективных причин – потери работы, сложности в бизнесе и так далее. Штрафы возможны только в том случае, если присутствует злой умысел, когда человек намеренно не платит", – сказала она.
Говоря о пользе, которую всей мировой финансовой системе может дать исламский принцип финансирования, эксперт отметила, что это может быть некая профилактика финансовых кризисов.
"Cама система непосредственно связана с реальным сектором экономики, поэтому финансовые институты как посредники между реальным сектором экономики и инвесторами напрямую отражают состояние реального сектора. Допустим, когда в бизнесе простой или отсутствует прибыль, то инвесторы тоже не имеют права рассчитывать на какую-то прибыль. Они несут риски в обмен на то, что хотят зарабатывать прибыль. Это распространяется и на вкладчиков. Предприниматель же в свою очередь получает проектное финансирование и не несет риск лишиться бизнеса в случае снижения прибыли", – подчеркнула Калимуллина.
"Еще один очень важный момент. Мы очень часто говорим о вреде курения, алкоголя, но мы забываем о том, что всегда есть стороны, которые финансируют эти виды бизнеса. Очень часто это финансовые институты, банки, которые финансируют и кредитуют их. В исламском финансировании один из краеугольных принципов заключается в том, что виды деятельности, которые несут в себе социальную угрозу, запрещено финансировать. Это алкоголь, табак, игорный бизнес, это какие-то сферы развлечений, не связанные с полезными видами деятельности. Соответственно это еще дополнительная социальная профилактика для всего мирового сообщества", – резюмировала директор департамента экономики СМР.
По словам члена РАЭИФ, генерального директора ТНВ "ЛяРиба-Финанс" Мурада Алискерова, исламские методы финансирования позволят выработать новое отношение к таким пагубным для общества и экономики категориям как ссудный процент и спекуляция, а также сформируют небывалую ранее социально-экономическую ответственность бизнеса перед обществом и государством. "Кроме того, они позволят предоставить обществу альтернативу выбора экономических механизмов при осуществлении экономической деятельности и изменят взаимоотношения финансовых институтов и клиентов из плоскости недоверия в разряд партнерских отношений", – отметил он.
Также Алискеров выразил мнение, что данные методы помогут найти и развить внутренние резервы роста по различным направлениям в экономике, сократить теневой сектор экономики, а также удовлетворить финансовые потребности определенной части общества.