Озвученная на днях позиция Папы Римского способствует провоцированию расовой ненависти, нетерпимости (шовинизма), что приводит не к заживлению ран, а напротив, их кровоточивости, что порождает впоследствии разного рода конфликты с последующим перерастанием в террористические акции, а порой к открытому вооруженному противостоянию исторических сторон конфликта, считает азербайджанский профессор.
Как сообщает AZE.az, международное право и ООН против признания «геноцида армян», заявил Новости-Азербайджан доктор юридических наук, профессор Камиль Салимов.
24 апреля текущего года в Армении отмечают 100-летие так называемого «геноцида армян». Выступление Папы Римского Франциска, который в преддверии этой даты впервые квалифицировал события в Османской империи 1915 года как «геноцид армян», вызвало отрицательную реакцию со стороны Турции.
По словам профессора, такая позиция Папы Римского способствует провоцированию расовой ненависти, нетерпимости (шовинизма), что приводит не к заживлению ран, а напротив, их кровоточивости, что порождает впоследствии разного рода конфликты с последующим перерастанием в акции терроризма, а порой к открытому вооруженному противостоянию исторических сторон конфликта.
«Эти конфликты, как правило, перерастают в международные, и, естественно, парламентарии стран, которые принимают резолюции подобного рода, играют не последнюю роль в провоцировании этих конфликтов», – сказал он.
Салимов сообщил, что в последнее время в парламентской практике ряда государств получило распространение рассмотрение трагических конфликтов прошлого ряда стран и принятие на этой основе парламентских резолюций, называющих тот или иной исторический факт геноцидом, не раскрывая историческую правдивость рассматриваемых проблем.
«При этом одна из сторон конфликта, порою из политических интересов, признается жертвой геноцида. Как правило, внешне инициаторами таких резолюций являются граждане, имеющие свои этнические корни и связи с государством, предки которых якобы исторически были подвергнуты «геноциду», – подчеркнул доктор наук.
Он сказал, что акцентируя внимание международной общественности на «геноциде армян», Армения пытается добиться психологической поддержки ее оккупации 20% территории Азербайджана.
Касаясь данной темы с правовой точки зрения, профессор сказал, что требование армян о признании геноцида 1915 года не имеет в своей основе каких-либо юридических оснований.
«Конвенция «О предупреждении преступления геноцида и наказания за него» от 9 декабря 1948 года вступила в силу в 1951 году в силу существующего принципа nullum crimene sine lege – нет преступления без указания на то в законе. Согласно статье XIII Конвенции, ответственности подлежат лица только за те действия, которые были совершены уже после вступления в силу Конвенции, то есть, после 1951 года», – отметил он.
«Эти факты должны быть квалифицированы по законам, действовавшим на момент их совершения, если вообще они были совершены, что вызывает глубокое сомнение. Принцип nullum crimene sine lege был также закреплен в Римском Статуте Международного уголовного суда 1998 года. Статья 24 "Отсутствие обратной силы ratione personae" гласит: "Лицо не подлежит уголовной ответственности в соответствии с настоящим Статутом за деяние до вступления Статута в силу», – добавил эксперт.
Он отметил, что в результате представления правительством Турции материалов архивов того времени, это склонило мнение ученых к тому, что армяно-турецкий конфликт нельзя квалифицировать как «геноцид армян 1915 г.».
«В соответствии с одной из оценок, за последние 5600 лет истории человечества произошло 14500 войн. Согласно другому исследованию, за последние 3400 лет было только 286 лет мира.
Существует понятие «мифологическое мышление», феномен которого наглядно проявляется в социокультурных конфликтах. Народная память в своих мифах, легендах, фольклоре, памятниках истории, литературы и т. д. хранит победы и поражения, обиды и «образы врагов», стереотипы конфликтного взаимодействия этносов. Весь этот груз достоинств и недостатков может быть использован для разжигания ненависти в межэтническом противостоянии», – рассказал профессор.
Салимов уверен, что признание «геноцида армян» повлечет за собой эффект цепной реакции.
«Естественно, что цепная реакция по признанию исторического геноцида не ограничилась только армянами.
21 ноября 2002 года Верховная Рада Украины проголосовала 229 голосами «За» проект Постановления (регистрационный № 2432 от 21 ноября 2002 г.) с осуждением голодомора 1932-1933 годов в Украине и признанием его актом геноцида, в результате которого погибло от 3 до 6 миллионов человек – почти пятая часть населения Украины.
Другой пример: Сейм Польши направил российскому правительству резолюцию с требованием признать геноцидом расстрел польских офицеров служащими НКВД у деревни Катынь в 1940 году. Подобное требование впервые появилось в официальном польском документе. Осенью 1939 года на территории СССР были интернированы более 14 тысяч польских офицеров
В Раде Украины прозвучал призыв обратиться к ряду парламентариев других стран с призывом признать выселение татар из Крыма в 1944 году геноцидом.
Кроме того, от 30 до 150 тыс. алжирцев погибло во время «чисток» уже после войны. Естественно, что и этот вопрос уже ставится со стороны представителей алжирской стороны для признания в качестве геноцида со стороны Франции.
Геноцид индейцев — термин, используемый рядом историков и политиков в отношении действий европейских колонизаторов, направленных против коренного населения Америки с момента её открытия Христофором Колумбом в 1492 году и до конца XX века. В результате погибло почти 100 миллионов коренного населения.
Наконец, вопиюще трагичен ходжалинский геноцид азербайджанцев. Город Ходжалы был стерт с лица земли.
Причем, побудительным мотивом резни азербайджанцев и в 1918 г., и Ходжалинского геноцида 1992 г. армянами была объявлена «месть азербайджанцам-туркам» за кровь предков армян, которые погибли в Турции в 1915 году. Сегодня эта задача реализуется в отношении тюркских азербайджанцев, завтра может реализоваться в отношении тюркских народов Северного Кавказа.
Одним из стимуляторов межнациональных конфликтов на Кавказе, массовой резни, которую организовали армянские националисты, была месть за пролитую армянскую кровь. Уничтожали не только тюрков – азербайджанцев, но и представителей тюркского мира, проживающих на Северном Кавказе. В частности, уничтожались кумыки, карачаевцы (150,3 тыс.), балкарцы (78,3 тыс.) и ногайцы (73,7 тыс.), ахалцихские турки, туркмены, крымские татары и другие», – сказал он.
По его словам, Парламентские решения о признании геноцидом того или иного исторического конфликта может целенаправленно нарушить хрупкое равновесие, в особенности в местах, где мотивацией этих конфликтов являются межнациональные и религиозные факторы, имеющие свою историческую предысторию.