Кабмин АР: доллар не повысится до 2 манатов

Однако, из-за закрытия обменных пунктов минувшее воскресенье курс доллара у валютных менял у вокзала подскочил до 1,8 маната за доллар.

Как передает AZE.az, высокопоставленный представитель правительства Азербайджана заявил в беседе с haqqin.az, что «слухи о подорожании доллара до 2 манатов беспочвенны. К сожалению, спекулянты попытались воспользоваться закрытием ряда обменников в выходной день и вызвать ажиотаж среди жителей страны. С понедельника, 28 декабря, обменники будут работать в прежнем режиме, и мы убедительно просим граждан не реагировать на слухи и не идти на поводу у спекулянтов».

По словам источника, спекулянты также попытаются в праздничные дни с 1 по 4 января воспользоваться неопределенностью на рынке и вызвать новый ажиотаж среди населения.

Итак, правительство заверяет, что в ближайшее время нет предпосылок для подорожания доллара по отношению к манату. А что же говорит Центробанк? Однако до анализа позиции Центробанка начнем с наблюдений издания возникшем ажиотажем вокруг долларов, возникшего после того, как обменники в воскресенье отказались продавать валюту. Если раньше на традиционном «черном рынке» около станции метро «28 Мая» регулярно дежурили пара десятков валютчиков, то теперь их можно пересчитать по пальцам.

Скажем сразу, что операции по обмену манатов на доллары здесь проходили редко, в основном, за помощью к менялам обращались пассажиры, прибывшие из России и желающие обменять свои рубли. Это раньше, лет этак 10-15 назад, валютные менялы здесь процветали, как грибы после дождя. На каждом шагу вас встречали подозрительного вида мужчины с пачками разных валют на руках, предлагая свои услуги приезжим или спешащим пассажирам поездов.

Бакинцы этих услуг избегали, и не в последнюю очередь потому, что установленные ими самовольно обменные курсы резко отличались от курсов в обменниках. По мере стабилизации ситуации на валютном рынке страны бизнес этих вокзальных менял становился все менее и менее привлекательным, и в последнее время почти сошел на нет.

Но последняя девальвация маната и его переход на плавающий курс вновь изменили ситуацию. Вокзальные менялы знают свое дело и умеют использовать в своих целях любые перемены на валютном рынке. Вот и накануне воспользовавшись выходными днями, они вновь смогли выйти на первый план, жалуясь на нехватку долларов, что «обязательно приведет к его подорожанию».

Так, один из валютчиков в районе «28 Мая» убеждал потенциальных покупателей в том, что долларов у них практически нет. Люди не хотят продавать имеющуюся у них валюту, к тому же их перестали продавать в обменниках. Но это не мешало ему обменивать доллары на манаты по курсу 1 к 1,8. При этом валютчики призывали постоянных клиентов «не торопиться с продажей долларов и дождаться нового установленного курса». И обменивать они соглашались лишь небольшие суммы, мол, сейчас мало кто продает, все ждут завтрашнего дня, когда официальный курс, возможно, подскочит до двух манатов за один доллар.

Уловку валютных спекулянтов можно было бы легко раскусить, если бы не одна немаловажная деталь – все официальные обменники вокруг вокзала были закрыты. Сравнивать их утверждения было не с чем и анализировать ситуацию было трудно, а продолжающаяся паника на валютном рынке страны придавала словам вокзальных менял большую значимость, чем в предыдущие дни. Тут бы сказать свое слово Центробанку.

Но ЦБА, подобно кроту, ушел в глубокое  подполье, и ни с кем общаться не хочет. Хотя мы не раз предупреждали, что сегодня уже не те времена, когда надо пытаться все скрывать от народа. Наоборот, чем прозрачнее работа, чем яснее она доводится до населения, тем меньше наблюдается всяких побочных отрицательных эффектов.

Ведь курс маната – вопрос болезненный, население остро реагирует на любое сообщение, особенно вскоре после его девальвации. И это требовало от ЦБА более чуткого и  внимательного подхода, но… госструктура ничего не предприняла, чем и воспользовались менялы.

Зато Ассоциация банков Азербайджана (АБА) опровергла слухи о резком изменении курса маната. Исполнительный директорат ассоциации заявил, что ликвидность банков в иностранной валюте достаточна и позволяет полностью удовлетворить спрос клиентов на валюту, а подобные слухи не имеют основания и служат интересам определенных людей.

Но на фоне отказа большинства пунктов обмена валют в продаже долларов и евро, ссылаясь на их отсутствие, это заявление звучало как-то наигранно. Тем более, что валюту можно было спокойно найти на «черном рынке», скажем, у менял возле станции метро «28 Мая», но уже по курсу два маната за один доллар.

Стоило ли ЦБА, более молчаливому, чем АБА, так выставляться в столь трудную ситуацию? Чтобы население не верило слухам, мы об этом не раз писали, нужно его предупреждать заранее. И не просто предупреждать, а разъяснять ситуацию.

И этим, скорее всего, ЦБА и АБА должны были бы заняться еще накануне выходных, а не под самый их занавес. Этим структурам надо научиться опережать события, а не плестись в их хвосте.

Но сколько бы мы ни предупреждали, сколько бы ни писали, метод работы этих структур, особенно ЦБА, не меняется. Сказав «А», здесь почему-то не спешат произнести и «В». Многодневная пауза между этими простыми действиями и приводит к панике на рынке, ажиотажу среди населения, что в конечном итоге и снижает интерес к манату.

Как показывает практика, это опасно в первые выходные, особенно когда они сопровождаются безмолвием официальных лиц. В ЦБА об этом должны бы знать, но вместо исполнения своих прямых обязанностей, направленных на защиту маната, а следовательно, и населения, там словно выполняют чей-то злой заказ, преследующий лишь интересы небольшого круга людей.

Незарегистрированные нигде и далекие от выплаты налогов люди в течение одного такого дня загребают намного больше денег, чем обычные обменники в течение недели. Но пользы от  такой их прибыли государству и народу нет, более того, им наносится огромный ущерб, и не только в манатах, который еще можно рассчитать, но еще и моральный, который подсчету не подлежит. И трудно поверить, что все это делается из-за непонятной принципиальности ЦБА, заключающейся в нежелании общаться с населением. Открытый живой диалог с населением мог бы предотвратить не только спекулятивный фактор на валютном рынке, но и саму девальвацию. Ведь и этот процесс не в последнюю очередь зависит от паники и ажиотажа, которые вызывает скрытная политика ЦБА.