Один из атрибутов национальной независимости переживает свои наихудшие дни, в манатах сохранится в лучшем случае пятая часть вкладов. В условиях низких нефтецен и усиления позиций доллара на мировой арене возвращение авторитета обесценившейся валюты представляет собой сложную задачу.
Как передает AZE.az, подорванное доверие населения к манату в текущем году станет наибольшей потерей, вместо обслуживающей национальный рынок валюты мы пришли к долларизации экономики, сказал Sputnik экономист Фуад Ализаде.
Правлением Центрального банка АР 21 декабря 2015 года принято решение о переходе на плавающий курс маната. Ранее, 16 февраля 2015 года произошел отказ от фактической привязки национальной валюты к доллару США и курс начал определяться на основе бивалютной корзины.
В общей сложности за два этапа девальвации курс национальной валюты снизился с отметки 0,78 маната до 1,55 маната за доллар, или на 98%.
“Для завоевания авторитета национальной валюты руководству Центрального банка Азербайджана пришлось приложить немало усилий и потребовалось целое десятилетие. Одним из показателей доверия к манату можно считать структуру вкладов населения, и если еще пару лет назад на вклады в нацвалюте приходилось 80%, то сегодня картина прямо противоположная. Но в целом, в ближайшие годы удержание этой 20%-й доли манатных вкладов станет достижением для ЦБА, так как принятое 21 декабря решение о девальвации маната “на корню” подорвало доверие населения к национальной валюте”, — отметил Ализаде.
Причиной падения курса маната по отношению к доллару называется трехкратное снижение цен на нефть на мировых рынках.
“Фактически манат оказался своеобразным “колосом на глиняных ногах”, после того, как председатель Центробанка АР Эльман Рустамов в 2013 году заявлял, что манат является самой устойчивой валютой в регионе и ряд стран выразили интерес к использованию его в качестве одной из резервных валют. Азербайджанское правительство игнорировало тревожные сигналы о том, что более 90% азербайджанского экспорта приходится на нефть и нефтепродукты. Вместо крупных инвестиций непосредственно в реальный сектор экономики, полученные от экспорта нефти доходы вкладывались в ценные бумаги развитых стран, играя не последнюю роль в выходе данных стран из финансового кризиса”, — подчеркивает он.
Конечно, эта проблема касается не только средств Государственного нефтяного фонда АР, но и ресурсов других сырьевых государств, которые вместо развития реального сектора продолжать приобретать казначейские облигации США. А сейчас руководители развивающих стран хватаются за голову, когда Федеральная резервная система США поднимает учетные ставки, что приводит к укреплению доллара, и национальные валюты этих государств двигаются к пропасти, отмечает экономист.
По его мнению, в итоге, вместо того, чтобы иметь действенный азербайджанский манат, обслуживающий интересы национальной экономики, мы пришли к ее долларизации – когда и банки предпочитают предоставлять кредиты в долларах, и население стремится возможно скорее избавиться от манатных вкладов, переводя сбережения в валютные. И уже вряд ли нынешнему руководству Центробанка удастся вернуть доверие к национальной валюте – манату, считает экономист.
По данным ЦБА, курс маната по отношению к американскому доллару по итогам 2014, 2013 и 2012 года удерживался на уровне 0,78 маната за 1 доллар, тогда как, по предварительным оценкам, средний курс за 2015 год может упасть ниже 1,03 маната за доллар.