Министры иностранных дел 5 прикаспийских стран России, Азербайджана, Казахстана, Туркменистана и Ирана обсудили в Тегеране проблему раздела дна и акватории Каспийского моря, вопросы сотрудничества в развитии этого региона
Существовали 2 подхода: разделить Каспий как озеро на национальные секторы или выделить прибрежные экономические зоны, а оставшейся акватории придать статус “открытого моря”. Мнения разделились.
Иран твердо настаивал на втором варианте. Россия предложила компромисс: дно разделить как у озера, а акваторию как у моря. Министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки говорил собравшимся в Тегеране:
– Сегодня со всей очевидностью встал вопрос о необходимости нового закона в отношении Каспийского моря. Это нужно для успешной экономической деятельности и защиты экологии Каспийского моря.
До распада Советского Союза в 1991 году в отношении Каспия действовало двустороннее соглашение между Москвой и Тегераном. Но затем появились новые суверенных стран со своими планами в отношении эксплуатации природных ресурсов Каспия.
Азербайджан и Казахстан поддержали Россию в намерении изменить договор по разделу Каспийского моря. Туркмения позиции не заняла. Иран до последнего предложения Москвы жестко настаивал на сохранении статус-кво в отношении Каспия на основе договоров 1921, 1940 и 1954 .
Береговая линия Ирана составляет 1146 километров. При разделе Каспия по принципу озера ему достался бы самый маленький сектор. Позицию Тегерана понять можно.
Но Россия, Казахстан и Азербайджан, которые в отличие от Ирана добывают нефть на шельфе Каспия, не могли ждать пятистороннего урегулирования и разделили между собой 64% Каспия. Новое предложение России позволяет странам разграничить зоны добычи нефти и совместно использовать акваторию “открытого моря” за исключением прибрежных зон.
Представитель МИДа Ирана заявил, что позиции Москвы и Тегерана по вопросам Каспия значительно сблизились в последнее время. Глава российской дипломатии Сергей Лавров отметил, что к открытию Второго Каспийского саммита новая конвенция не будет готова. Нужно промежуточное соглашение.