Накануне в Баку впервые прошла трехсторонняя встреча президентов Азербайджана, России и Ирана – Ильхама Алиева, Владимира Путина и Хасана Роухани. «Это историческое событие. Сегодня между тремя странами создается новый формат сотрудничества», – сказал президент Азербайджана Ильхам Алиев на саммите в понедельник.
Как сообщает AZE.az, между Азербайджаном, Россией и Ираном действительно создается новый формат сотрудничества, который в дальнейшем может привести к переделу всей политической и экономической карты региона, пишет haqqin.az. И нужно особо отметить, что данный саммит состоялся по инициативе президента Алиева, который всегда придавал большое значение усилению политических и экономических отношений со всеми государствами региона, в котором Баку играет растущую роль. Только в феврале этого года глава Азербайджана предложил провести трехсторонний бакинский саммит в ходе телефонного разговора с Путиным. А уже в апреле в Баку по инициативе азербайджанской стороны состоялась встреча министров иностранных дел трех стран, которые и подготовили этот саммит. Оперативность, с которой поработали на сей раз дипломаты, показала всю важность, которую главы трех стран придавали бакинской встрече.
Резюме Путина
Важность проведения трехстороннего саммита глав Азербайджана, Ирана и России отметил накануне в Баку и президент Путин, по мнению которого, мероприятие позволит странам скоординировать действия по широкому кругу вопросов. Востребованность такого формата очевидна – все три страны объединяет готовность координировать подходы по широкому кругу региональных и глобальных вопросов, стремление и далее наращивать многоплановое практическое сотрудничество в торгово-экономической сфере. Перед тремя странами стоят схожие проблемы и вызовы, такие как продолжающийся глобальный экономический кризис. А Азербайджан и Иран являются для России добрыми соседями и важными партнерами.
Инициатива Роухани
А по словам иранского президента Хасана Роухани, и вовсе можно сделать вывод, что подобные саммиты теперь станут традиционными; он предложил провести следующий саммит в трехстороннем формате Россия-Иран-Азербайджан в Иране. Кстати, о том, что встречи в таком формате могут стать регулярными, сказал ранее и посол Ирана в Азербайджане Мохсун Пак Аин.
Политические аспекты встречи четко отражены в принятой декларации по итогам саммита в Баку, которую московские СМИ образно подытожили следующим образом: «Вашингтон теряет авторитет, Москва набирает очки». В документе отмечается решимость сторон противодействовать терроризму, экстремизму, транснациональной организованной преступности, незаконному обороту оружия, наркотических средств и их прекурсоров, торговле людьми и преступлениям в сфере информационно-коммуникационных технологий. Но не меньше внимания на саммите, как это анонсировалось ранее, главы государств должны были уделить экономическим вопросам. И это действительно оправдалось, но переговоры на экономическую тему проходили не столько в ходе самого саммита, сколько в ходе встреч деловых кругов Азербайджана и Ирана, а также России и Азербайджана, которые проходили в эти дни в Баку в рамках саммита.
Неожиданное заявление Рогозина
Интересную новость по итогам прошедшего саммита высказал журналистам, например, вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин. По его словам, Азербайджан заинтересовался закупкой российских самолетов МС-21. Планируется, что это произойдет либо в конце этого года, либо в самом начале следующего, – в феврале стороны нацелены на подписание контракта на не менее чем 10 самолетов МС-21. Но к закупке российских самолетов и вертолетов мы давно привыкли, а Рогозин обещает, что в Баку будет создан и вертолетный центр. Здесь много самолетов и вертолетов советского и российского производства, их модернизация, сервисное обслуживание теперь будет происходить на территории Азербайджана. Вице-премьер заявил также, что в Баку будет открыт сборочный авиационный завод, а Азербайджан будет иметь собственное самолетостроение.
Предложение Улюкаева
Важное значение для Азербайджана будет иметь и азербайджано-российское совместное предприятие по производству лекарственных препаратов. В июне российская компания Р-Фарм, азербайджанские компании Vita-A и Азербайджанская инвестиционная компания (АИК) подписали протокол намерений об организации производства фармацевтической продукции. Азербайджанская сторона первоначальные инвестиции в проект оценила в 47 млн. евро. Реализация проекта позволит создать 200 новых рабочих мест. А сегодня российская сторона уже утверждает, что ввод предприятия в эксплуатацию планируется в конце 2018 года.
В свою очередь, физический объем экспорта азербайджанской продукции в Россию в этом году тоже существенно вырос, о чем сказал министр экономического развития и торговли России Алексей Улюкаев. По его словам, торговля между странами испытывает ряд трудностей, что связано с колебанием курсов валют и снижением цен на энергоносители. Но наряду с этим отмечается рост физического объема экспорта азербайджанской продукции в Россию, в частности, продукции растениеводства. За счет азербайджанских инвестиций в размере 25 млн. долларов реализуется проект строительства санатория в Ессентуках. А азербайджанский Azersun Holding вкладывает инвестиции в проекты в Краснодарской области. В целом отношения между Азербайджаном и Россией активно развиваются по всем направлениям, в настоящее время активно развиваются двусторонние отношения как в сфере экономики, так и в сфере взаимных инвестиций. Так, инвестиции России в Азербайджан оцениваются миллиардами. Только в нефтяной сектор экономики Азербайджана Россия инвестировала 2,8 млрд. долларов. При этом прибыль российских компаний от этих инвестиций уже достигла 2 млрд. долларов. Инвестиции Госнефтефонда Азербайджана в Россию также исчисляются сотнями миллионов.
Несмотря на это, глава РФ Владимир Путин на встрече с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым подчеркнул, что две страны могут найти пути увеличения товарооборота, объемы которого снизились в долларовом выражении. Причины такого сокращения — кризисные явления в мировой экономике и экономиках двух стран, падение цен на традиционные экспортные товары, известные проблемы в этой связи с курсовыми разницами. По словам Путина, для поиска путей выхода из сложившейся ситуации создана хорошая база: «Физические объемы мы все-таки сохраняем, но, конечно, у нас есть перспективные хорошие проекты, причем не только в энергетике, но и в других отраслях». Около 600 российских компаний работают сегодня в Азербайджане, прямые инвестиции составляют примерно 1,5 млрд. долларов. А двустороннее сотрудничество «не на бумаге, а на деле приобрело характер стратегического партнерства, что очень важно для диверсификации отношений».
С Россией падает, с Ираном растет
Если с Россией наблюдается спад во взаимной торговле в долларовом выражении, то с Ираном этот показатель, наоборот, растет. Товарооборот между странами в первом квартале этого года по сравнению с январем-мартом прошлого года вырос на 53% и составил 41,4 млн. долларов. Между странами подписано 120 документов, включая 40 в сфере экономики.
В Азербайджане сегодня все видят, как сильно возрос поток в страну иранских туристов. Такой же, но менее заметный рост благодаря усилиям руководства двух стран в последние годы идет и в других сферах. И этот рост, по всей видимости, будет наблюдаться и дальше.
Так, в четверг в Баку между азербайджанскими и иранскими компаниями ожидается подписание четырех меморандумов в рамках реализации совместных проектов в сфере производства лекарств и автомобилей. Меморандумы будут подписаны между Сумгаитским химико-промышленным парком, Азербайджанской инвестиционной компанией, Azersun Holding и иранскими Darou Pakhsh и Iran Khodro. В настоящее время в Азербайджане действуют 439 компаний с иранским капиталом, страны расширяют сотрудничество в сфере сельского хозяйства, туризма, фармацевтики, транспорта, в банковской сфере и т.д. Интенсифицируются и отношения SOCAR с иранскими нефтегазовыми компаниями. А по предложению иранской стороны намечается создать совместный региональный банк и тем самым развивать финансовое взаимодействие двух стран.
Концепция Ильхама Алиева
Президент Алиев считает, что формат сотрудничества Азербайджан-Россия-Иран является источником обеспечения безопасности и стабильности в регионе; в будущем три страны должны усилить политические связи. В то же время он подчеркнул и наличие потенциала для расширения трехстороннего экономического сотрудничества, в частности, в торговой сфере и энергетике. Президент предлагает сформировать надежный энергокоридор, который обеспечит обмен электроэнергией между тремя странами и выход на новые рынки. Приоритетным направлением сотрудничества в энергетической сфере является реализация проектов по разведке и разработке нефтегазовых месторождений, прежде всего в Каспийском регионе. SOCAR также заинтересована в участии в работах, проводимых в иранском и российском секторах Каспия. Трехсторонний формат создаст хорошие возможности, чтобы поднять экономическое сотрудничество трех стран на более высокий уровень.
Особенно многообещающе выглядит перспектива сотрудничества в области транспортной инфраструктуры, в частности, планы создания западной ветви международного коридора «Север-Юг», который призван соединить Северную Европу с Юго-Восточной Азией.
Наше послесловие
Мы много писали о развитии событий вокруг этого проекта, поэтому остановимся лишь на том, что сегодня уже и РЖД ведут переговоры с Ираном о строительстве железнодорожного участка Решт-Астара, в частности, о финансировании этого участка коридора. Стоимость строительства участка железной дороги Решт — Астара составляет около 1,1 млрд. долларов, половину из которых Иран привлек за счет кредита Международного банка Азербайджана. Кстати, по коридору Север-Юг уже установлены единые ставки, что позволяет сформировать единую тарифную политику для Ирана, Азербайджана и России.
Трудно охватить все стороны переговоров в ходе трехстороннего саммита, а также в рамках этой встречи. Здесь и вопросы сотрудничества в сфере культуры, туризма, молодежных обменов, образования, содействовать развитию прямых связей между регионами трех стран. Поэтому стороны приняли решение создать рабочие группы в областях, представляющих взаимный интерес. То есть, главы государств поставили все эти вопросы на рельсы, а соответствующим ведомствам теперь предстоит довести их до полной реализации. Но это уже технические вопросы, решение которых можно считать уже окончательным.
Но и не это главное. Главное заключается в том, что коридор Север-Юг, как теперь становится ясно, это не только транспортный или энергетический коридор. Этот же коридор обеспечит всем трем странам большой поток туристов, финансов, разных товаров, повысит привлекательность региона, который вскоре приобретет особое значение, и не только экономическое, но и политическое. И в центре всех этих потоков будет расположен Азербайджан, геополитическая значимость которого возрастет многократно.
Вряд ли кто мог предположить, что вот таким образом обернется февральская инициатива президента Алиева, поддержанная главами России и Ирана. Если меняют направление мировые потоки, значит, надо менять и всю мировую карту.