Мамед Назимоглу: «Свобода СМИ уже не является внутренним делом государства»

Bakililar.AZ представляет интервью «Новости-Азербайджан» с директором Фонда защиты свободы слова Мамедом Назимоглу:

– Как Вы оцениваете состояние азербайджанской журналистики?

– Сегодняшнее положение отечественной журналистики нельзя считать бедственным. В Азербайджане достаточно профессиональных журналистов, особенно среди молодежи. Учитывая то, что вуз, выпускающий журналистов, ничему новому не учит, я думаю, надо благодарить Бога, что у нас есть профессионалы. Единственной проблемой нашей журналистики остается рэкет, что объясняется социальными проблемами. Да, конечно, Совет по прессе ведет борьбу с этим, но, по-моему, это бессмысленная борьба. Рэкет-журналистика перестанет существовать только в случае устранения социальных проблем в стране.

У нас существуют специализированные газеты, государственные газеты. По мнению международных экспертов, издание государственных газет отрицательно сказывается на журналистике страны, что само собой снижает рейтинг Азербайджана. Наша страна на мировой карте свободы слова обозначена темно-кофейным цветом.

Ни в одной стране мира правительство не любит прессу, для нее пресса является всего лишь пятым колесом в телеге. Наше правительство также старается, чтобы пресса не являлась четвертой властью. В борьбе с прессой еще никто не одерживал победу. Сегодня в мире все иначе, свобода слова и прессы уже не является внутренним делом какого-либо государства, свобода прессы является делом всего человечества.

– Ваше мнение относительно находящихся под арестом журналистов?

– Арестованные журналисты не являются лицом отечественной журналистики, среди них нет профессиональных журналистов, некоторые их них просто писатели. Тяжесть отечественной журналистики несут всего несколько известных изданий. Среди арестованных нет журналистов, работающих в этих редакциях. Поэтому я не расцениваю арест журналистов как давление на свободу слова в стране. Профессиональные журналисты, те, которых я считаю лицом отечественной журналистики, еще ни разу не привлекались к уголовной ответственности. Те, кто сегодня находятся под арестом, в своих статьях перешли грань дозволенного. Да, конечно, нельзя исключать и то, что журналисты иногда становятся жертвами двух враждующих чиновников, то есть существует арест по заказу.

В Азербайджане свобода слова существует только в печатной прессе. Этого никто не может отрицать.

– В нашей прессе, в отличие от западной, журналист зачастую навязывает читателю свое мнение…

– Я считаю, что во многих случаях журналист должен высказывать свое мнение, это его право как гражданина. Да, конечно, в этом случае есть какая-то опаска. Общество воспринимает все написанное в газетах как действительность, реальность. На западе законы, регулирующие деятельность журналистов, более жесткие, чем в Азербайджане. У нас же они либеральные.

Нельзя забывать один важный момент. В Азербайджане пресса долгое время выполняла просветительскую функцию. С этой точки зрения наша читательская аудитория привыкла к просвещению, поэтому журналист должен выражать свое мнение. Это больше воспринимается читателем, нежели статьи информационного характера. Поэтому я считаю, что адаптировать стандарты зарубежных СМИ будет трудно.

– Как Вы оцениваете деятельность Совета по прессе и Союза журналистов, не дублируют ли эти организации друг друга?

– Это совершено разные организации, поэтому о том, что они дублируют друг друга и речи быть не может. Нынешний Союз журналистов же создан на основе бывшего Союза журналистов, и то, что его возглавляет Эльчин Шихлинский, который хорошо знаком с отечественной журналистикой, положительно сказывается на деятельности Союза.

Совет по прессе выполняет совершенно другую функцию, он предназначен для контроля деятельности прессы, Совет был создан в 2004 году во время Съезда. В его создании принимали участие около 80% всех издательств. Это коллегиальный орган. Все решения принимает не только председатель СП Афлатун Амашев, все зависит не от его воли. Например, недавно в Азербайджане побывали эксперты из Бельгии и ознакомились с деятельностью СП. Один из экспертов отметил, что в Бельгии совет по прессе, в первую очередь, старается разрешить конфликт, возникающий между чиновником и журналистом, до суда. У нас же Совет пока не выполняет этой функции. У СП также не плана мер, предпринимаемых по отношению к журналисту, нарушившему этические нормы. Я считаю, что полномочия СП должны быть расширены. Он должен иметь полуадминистративные права, чтобы можно было принудить редакцию попросить прощения у чиновника, контролировать равномерное распределение рекламы между редакциями, иметь право отстранить журналиста от редакции. Еще я считаю, что деятельность СП должна финансироваться государством, а не существовать за счет грантов, как это происходит сегодня.

Недостатки в деятельности и Союза журналистов, и Совета по прессе имеются, но ведь идеальной деятельности нет ни в одной стране. Проблемы журналистики не будут разрешены никогда, так как в мире происходит постоянный процесс развития, в журналистику приходят новые кадры, с новыми взглядами, и, естественно, они приносят с собой новые проблемы. Сегодня у нас есть возможность решить многие проблемы отечественной журналистики, СП в этом может сыграть важную и главную роль. Но пока Совет не выполняет свою функцию в этом направлении на должном уровне.

В будущем наш Фонд планирует создать в Азербайджане мастерские для журналистов. Мастерские будут носить чисто практический характер, они не будут предусмотрены для обучения. Создание подобных мастерских даст толчок развитию отечественной журналистики, это, конечно же, не означает, что будущее нашей журналистики зависит только от этих мастерских.

Я уверен, что через определенный промежуток времени наши журналисты смогут сказать свое слово в мировой журналистике.