C 1 января 2007 года Россия вводит пошлину на экспортируемую в Белоруссию нефть
Для Минска этот шаг оказался полной неожиданностью, и теперь ожидаются, что сторонам предстоят неприятные переговоры.
Российские газеты даже предсказывают начало "нефтяной войны" между двумя странами, еще недавно заявлявшими о стремлении создать союзное государство.
Белоруссия получает российскую нефть беспошлинно в рамках соглашения о создании Таможенного союза между некоторыми государствами-членами СНГ. Затем нефть перерабатывается, и полученные нефтепродукты Белоруссия продает уже с пошлиной.
По мнению экспертов, каждый год российский бюджет таким образом теряет почти 4 млрд. долларов, а Белоруссия получает дополнительно 1,7 млрд. долларов.
Неразделенный раздел
В 1995 году между Москвой и Минском было заключено соглашение о разделе доходов с экспортных пошлин на нефтепродукты из российской нефти.
"Газпром" собирается повысить цену на газ для Белоруссии |
Пропорция раздела не оговаривалась, но с того времени Россия из белорусских экспортных пошлин ничего не получила.
С 1 января следующего года с каждой тонны нефти, поставляемой в Белоруссию, российская казна получит 180,7 доллара.
Одновременно российский газовый монополист "Газпром" грозит повысить цену на газ для Белоруссии до 200 долларов за тысячу кубометров. Это значит, что белорусский бюджет потеряет еще около 3 млрд. долларов.
В российских газетах решение о нефтяных пошлинах называют политическим шагом. Журналисты напоминают, что решение грозит "похоронить созданный еще в 1996 году пятью постсоветскими государствами – Россией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном – Таможенный союз".
Москва объясняет решение тем, что Белоруссия расторгла межправительственное соглашение, по которому 85% налоговых сборов с нефтепродуктов, произведенных в Белоруссии из российского сырья, должны быть зачислены в российский бюджет, и лишь 15% – в бюджет Белоруссии.
По словам журналистов, Москва настаивает на получении своих 85% налоговых сборов.
Барьер для диалога
В 2006 году поставки российской нефти в Белоруссию составят не менее 20 млн. тонн.
Во время недавнего саммита стран СНГ в Минске президент Владимир Путин дал понять, что в нефтегазовом споре с Белорусией осталось решить "технические детали".
Однако "технические" детали Минск уже не раз превращал в непреодолимый барьер для дальнейшего диалога, отмечает газета "Аргументы и факты".
Некоторое время назад, пишет газета, была, вроде бы, согласована конфигурация власти в Союзном государстве – Лукашенко должен был занять пост вице-президента. Но в последний момент белорусский лидер передумал.