Напряженность в зоне конфликта. Для чего она нужна Армении? Интервью

Новый 2014 год начался беспрецедентным ростом напряженности на линии противостояния армянских и азербайджанских вооруженных сил в Нагорном Карабахе. 

Причина их с точки зрения большой политики очевидна: армянская сторона всеми силами стремится сорвать мирные переговоры по разрешению карабахской проблемы, чтобы сохранить статус-кво в зоне конфликта. Еревану, который надеется получить серьезные политические преференции от мирового сообщества в преддверии 100-летней годовщины т.н. «армянского геноцида», необходим выигрыш времени. Однако, с нагнетанием напряженности в зоне конфликта, возрастает возможность перевода процесса урегулирования в военную плоскость. Почему Армения идет на столь неоправданные для себя риски, обостряя обстановку на карабахском фронте? Об этом Алексей Синицын беседует с представителем Министерства обороны Азербайджана, генерал-майором Александром Васяком специально для AZE.az.

 

~@~@

 

Алексей Синицын, главный эксперт Американо-Азербайджанского Фонда Содействия Прогрессу:

 – Долгие годы международные СМИ не уделяли такого внимания военной обстановке в зоне конфликта, как в последнее время. В прессе публикуются самые фантастические сообщения о событиях на линии соприкосновения, а некоторые «военные эксперты» охотно составляют абсолютно невероятные прогнозы развития ситуации в регионе. Но особенно «отличается» сама армянская сторона, официальные лица которой взахлеб рапортуют о каких-то блестящих «победах армянского оружия». Иногда кажется, что в Армении слишком буквально понимают шутку американского генерала Джона Шаликашвили: «Мы не побеждаем, пока CNN не сообщает о том, что мы побеждаем».

Пришло время разобраться в  происходящем, отделив правду ото лжи, и объяснить общественности, чем вызвана такая хвастливо-истерическая реакции армянских военных чиновников.

~@~@

 

Александр Васяк, генерал-майор, представитель Министерства обороны Азербайджана:

– Правда в том, что армянская сторона, видимо, не имея политических наработок для продолжения переговорного процесса, стремится затормозить или направить его в какое-то другое русло. А для этого нагнетает обстановку на линии противостояния в зоне конфликта. Армянская сторона продолжает провокационные обстрелы азербайджанских позиций и т.н. «снайперскую войну», даже несмотря на объявленное «олимпийское перемирие». И все это, действительно, сопровождается невиданной ранее пиар-кампанией, тон  которой задал министр обороны Армении. Она является одной из составляющих информационной войны, которая продолжается независимо от того, находится ли конфликт в переговорной или военной стадии. В этой войне, как говорится, «все средства хороши» – и дезинформация мировой общественности, и  откровенный бред высоких должностных лиц.

Судите сами – военный министр РА Сейран Оганян совершенно серьезно поведал миру о том, как «обычное подразделение из 9 армянских солдат отбросило два отряда азербайджанских спецназовцев численностью около 30 человек», нанеся при этом противнику «значительные человеческие и материальные потери». Ну, а далее в дело вступили штатные и внештатные армянские пропагандисты, дополнившие картину живописными подробностями. Вроде тех, что бой длился 40 минут, враг бежал, бросая вооружение и амуницию и т.д. и т.п. Какую задачу могли выполнять две, а позже, по армянским источникам, даже три группы разведчиков на позиции 138 поста, прикрываемой одним отделением? Почему боестолкновение должно было длиться столько времени? Неужели разведывательно-диверсионные группы  пытались прорваться с боем вглубь армянской обороны? Как армянам удалось моментально установить численность нападавших  и главное – количество убитых и раненых, унесенных с собой? На эти вопросы никто ответов не даст, потому что армянской стороне надо было все это придумать, и не только для того, чтобы скрыть собственные потери личного состава.

Дело в том, что армянским военным и политическим деятелям пришло время отвечать на совсем  другие, жесткие и выдвинутые самой жизнью вопросы. Где новые наступательные вооружения, о скором появлении которых рапортовали армянские генералы? Как проходит модернизация вооруженных  сил Армении, которая, по скупому признанию того же Сейрана Оганяна, осуществляется «с опорой на собственные силы»? Способна ли армянская армия решать поставленные задачи при чудовищном дефиците техники, современного оружия, горюче-смазочных материалов, других материально-технических средств, военно-технического имущества и личного состава? Чем могут ответить армянские ВС на растущую мощь азербайджанской армии? Ни по одной из этих позиций рапортовать не о чем. Остаются только набившие оскомину заклинания о «высочайшем боевом духе армянского солдата». И эта примитивная легенда о девятерых армянских смельчаках, якобы так успешно вступивших в бой с превосходящими силами противника, должна была успокоить общественное мнение Армении. Оно, кстати, панически воспринимает любую информацию об увеличении военного потенциала Азербайджана и крайне скептически относится к состоянию дел в армянской армии. Армянские ВС находятся под огнем критики за процветание неуставных отношений, пренебрежительное отношение офицеров к своим подчиненным, коррупцию и проч. Не случайно же Сейран Оганян не нашел ничего лучшего, чем перевалить ответственность за рост ЧП и воинских преступлений на само армянское общество. Именно Оганяну принадлежит поразительное по своей ограниченности заявление  о том, что насилие в армии прекратится только тогда, «когда ни в одной семье не будет шаловливого ребенка». Что здесь можно комментировать?

Алексей Синицын: – Но ведь эта армянская тотальная дезинформация, инспирированная обострением военной обстановки, предназначена не только для внутреннего пользования. Есть адресаты и за границами Армении…

Александр Васяк: – Безусловно. Здесь опять просматривается давно испытанный и успешно применяемый метод перекладывания вины «с больной головы на здоровую», когда агрессор обвиняет в экспансии пострадавшую сторону. Смотрите, что получается: захвачена и оккупирована территория Нагорного Карабаха и еще прилегающих 7 районов Азербайджана и нас же обвиняют в агрессивной политике и желании развязать крупномасштабный военный конфликт с Арменией. А из этой лжи вытекает еще большая ложь. Оказывается, Армения просто освободила всегда принадлежавшие ей исторические земли Великой Армении. Добавьте сюда «маленькие армянские хитрости» о том, что именно азербайджанская сторона не желает отводить снайперов с линии фронта,  следовательно, в снайперской «охоте» на наших офицеров их вины нет, а мирные жители азербайджанских прифронтовых сел гибнут от своих же «нарушителей» режима прекращения огня. Развернутой  пиар-кампанией по поводу растущей «азербайджанской угрозы» Армения пытается придать импульс поставкам вооружений от стратегических партнеров, к которым, кроме России, должны принадлежать и другие члены ОДКБ. А еще лучше целиком уйти под российский «зонтик безопасности», о раскрытии которого над территорией Армении, кстати, пока никто не заявлял. Поэтому, в последние годы, Ереван лихорадочно ищет партнеров и вне ОДКБ, стремясь получить оружие у Китая, Словакии или Боснии. О качественных показателях таких поставок бывшего советского или устаревшего китайского вооружения говорить не приходится. Правда, и эти шаги Еревана прикрываются щитом откровенной дезинформации. Чего, например, стоят заявления армянских «военных экспертов» о том, что старые советские танки Т-72, модернизированные польскими специалистами, будут по своим боевым качествам превосходить закупленные Азербайджаном новые российские танки Т-90.

Алексей Синицын: – Раз мы уже заговорили о спасительных «зонтиках безопасности», которые так рьяно ищет армянская сторона, то нельзя не сказать о новом развороте армянской пропаганды. Из армянской столицы приходят слухи о том, что Евросоюз готов предоставить Армении «гарантии безопасности», и военное сотрудничество (!) между Брюсселем и Ереваном привело к тому, что армянские ВС уже получили западное вооружение.

Александр Васяк: – Эти заявления тоже вне зоны понимания. В армянской прессе появилась информация о том, что в Армению якобы поступили противотанковые системы франко-германского производства «Милан» на 16 миллионов долларов, причем Армения (кто бы сомневался)  получила их бесплатно. Однако ни Франция, ни Германия не подтвердили информацию о таких поставках. Сами представьте, кто бы мог на такое пойти, да и как можно скрыть  масштабы такой сделки?

Из всей этой истории с обострением напряженности в карабахской зоне можно сделать один вывод – армяне прекрасно понимают уязвимость своей обороны. Именно этой теме было посвящено экстренно собранное совещание в Министерстве обороны Армении, на котором присутствовал весь руководящий состав ВС. Не могу сказать, что оно успокоило общественное мнение Армении, но в завершение нашего разговора, чтобы не быть голословным, приведу цитату из редакционной статьи издания «Lragir»: «Сообщение министерства обороны действительно звучит очень тревожно. Несмотря на бравые нотки о том, что у нас есть дальнобойные средства, что мы получили новое вооружение и технику, осадок, скорее, негативный – нас могут вовлечь в ненужную военную авантюру, результаты которой будут положительными для всех, кроме Армении».