Орангутанги могут «играть в шарады»

Общение орангутангов напоминает игру в шарады, утверждают специалисты из шотландского университета Св. Эндрю, изучающие поведение этих человекообразных обезьян.

В частности, говорят они, орангутанги намеренно модифицируют или повторяют подаваемые ими сигналы, когда хотят быть понятыми собратьями. Этой способностью, полагают эксперты, обладают все человекообразные обезьяны, а это значит, что навык мог развиться у них миллионы лет назад.

В исследовании, результаты которого публикует журнал Current Biology, были задействованы шесть орангутангов из двух зоопарков.

“Мы интересовались тем, какие намерения скрываются за их общением, – поясняет Ричард Бирн, психолог-эволюционист и один из авторов статьи. – Мы, люди, общаясь между собой, обычно исходим из автоматического понимания того, что знает наша аудитория и чего она не знает. И мы хотели понять, делают ли то же самое человекообразные обезьяны, общение которых характеризуется чрезвычайной гибкостью”.

Бананы или лук

Чтобы ответить на этот вопрос, исследователи провели эксперимент, в ходе которого шести орангутангам предлагали либо лакомство – бананы, например, либо обычную пищу – лук-порей или сельдерей.

Все животные, столкнувшись с этим выбором, тут же начинали жестикулировать, пытаясь привлечь внимание кормящего и выпросить у него обезьяний “десерт”. И тогда экспериментаторы делали одно из трех: давали орангутангам либо лакомство, либо “скучную” еду, либо половину банана, то есть лакомство вдвое меньшего объема. И следили за реакцией.

“Когда орангутанг получал то, что хотел, это, в общем, был конец представления, – говорит профессор Бирн. – Но если кормящий делал вид, что не понял жеста и давал не ту еду, орангутанги прекращали те жесты, которыми пользовались до сих пор, и начинали использовать другие. А когда смотритель “наполовину” понимал орангутанга и давал ему не все лакомство, орангутанги повторяли те же самые жесты, которые использовали до этого, но с гораздо большим энтузиазмом”.

И это, говорит эксперт, напоминает игру в шарады.

“Часть этой способности состоит в том, чтобы максимально ясно выражать свои желания при помощи мимики и жестов, но при этом приходится обращать внимание и на публику, которая воспринимает эти жесты, и подстраивать свои действия под реакцию, – объясняет профессор. – То есть орангутанги демонстрировали способность принимать во внимание знание, незнание или частичное знание смотрителя и реагировать на это соответствующим образом”.

А так как орангутанги считаются самыми дальними родственниками человека из всех человекообразных обезьян, ученые полагают, что все остальные представители этой группы высших приматов тоже наверняка такой способностью обладают – и продемонстрируют ее, если провести соответствующие эксперименты.