На строительной площадке символического комплекса-памятника «Гянджа гапылары», который находится у въезда в город Гянджа, произошел пожар.
Как передает Bakililar.AZ со ссылкой на АПА, к тушению пожара вчера вечером были привлечены 6 противопожарных машин.
Предполагается, что причиной пожара послужили сварочные работы, проводящиеся на стройке. Причиной воспламенения досок послужили искры, образующие при сварочных работах.
Несмотря на все трудности, пожар удалось потушить, комплекс серьезно не пострадал.
Как сообщает Bakililar.AZ не первый раз подвергаются злому року. Речь идет о знаменитых вратах Гянджи. Их створки были изготовлены в 1063 году кузнецом Ибрагимом Осман оглу по повелению правителя Абу-ль-Асвара Шавура ибн Аль-Фазля из династии Шеддадидов и тогда же украсили собой вход в городскую крепость.
В 1139 году, спустя менее века, Гянджу постигла страшная катастрофа: в результате сильнейшего землетрясения обвалилась «шапка» горы Кяпаз, перегородив реку Агсу.
Это привело, между прочим, к образованию знаменитого ожерелья озер, справедливо именуемого сейчас «Кавказской Швейцарией». Но тогдашним гянджинцам было не до восторга, ибо от сильных подземных толчков город был практически полностью разрушен – настолько, что при восстановлении его пришлось перенести на 7 км выше по реке.
Природную катастрофу усугубила другая трагедия: сразу после землетрясения, воспользовавшись бедственным положением Гянджи, на нее напал грузинский царь Деметрий I, войска которого основательно разграбили этот богатый торговый город.
При этом самым значимым их трофеем стали – в смысле не материальной, а культурной ценности – железные створки городских ворот Гянджи. Они были увезены в Гелатский монастырь близ Кутаиси. Этот культовый комплекс, основанный при отце Деметрия I – Давиде IV Строителе, находился исключительно в распоряжении царской семьи и являлся также ее усыпальницей. И первым из грузинских царей упокоился под плитами Гелати сам Давид IV, причем, согласно легенде, он повелел похоронить себя не внутри храма, а у южных ворот монастыря, где и были первоначально укреплены захваченные створки ворот Гянджи.
Благодаря тому, что Гелати расположен в укромном месте, которое спасало его в средневековье от разграбления, врата Гянджи могли бы и поныне пребывать там – пускай и в плену, но в целости и сохранности. Однако то, что не могли сделать иноземные грабители, сделали с вратами Гянджи сами служители монастыря…
Лишь одна из створок и поныне пребывает примерно там, где была при Деметрии I, – теперь она вделана в стену лицом к могиле Давида IV. Другая же створка все равно что погибла: при реставрации Гелати в XVIII веке она была варварски использована как… элемент кровельного покрытия.