Необходимо учесть объективные интересы государств-членов Организации, связанные с их сотрудничеством с Азербайджаном, объемами внешнеторгового оборота, глубиной сотрудничества в международных организациях, культурными связями, и самое важное – политическими отношениями.
Как передает AZE.az, армянский политолог Ален Гевондян заявил Aysor о том, что во время ереванской встречи ОДКБ 15 октября очередное заседание высшего органа Организации – Совета коллективной безопасности было довольно насыщенным: «В частности в ходе заседания была принята Стратегии коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 года, принято решение о создании Центра кризисного реагирования ОДКБ, озвучено заявление о том, что кандидатура генерального секретаря ОДКБ от Армении будет рассмотрена в конце года во время встречи в Москве. Следует отметить, что во время ереванской встречи было также принято заявление в связи с ситуацией в зоне карабахского конфликта».
В заявлении, в частности отмечается, что ОДКБ выразила поддержку договоренностям, достигнутым во время встреч после апрельского обострения в Вене 16 мая и Санкт-Петербурге 20 июня сего года, направленным на недопущение военной эскалации конфликта.
В заявлении Совета отмечается, что страны ОДКБ поддерживают исключительно мирное решение карабахского конфликта, в основе которого должны находиться результаты деятельности Минской группы ОБСЕ, нормы и принципы Хельсинкского заключительного акта, Устава ООН, принципы неприменения силы, территориальной цельности и права народов на самоопределение.
«Можно отметить, что это заявление стало дополнением к аналогичным заявлениям, нацеленным на поддержку мира, которые периодически озвучивались как в формате ОДКБ, так и сопредседателями Минской группы ОБСЕ. Ясно, что ожидания в связи с тем, что заявление будет более жестким и возможно более критичным, были необоснованными, поскольку значительная часть стран-членов ОДКБ хорошо осознают, что критические заявления никоим образом не способствуют урегулированию ситуации», – сказал политолог.
С другой стороны, необходимо также учесть объективные интересы государств-членов Организации, связанные с их сотрудничеством с Азербайджаном, объемами внешнеторгового оборота, глубиной сотрудничества в международных организациях, культурными связями, и самое важное – политическими отношениями. Посему, заявление с такими акцентами было вполне ожидаемым и при его оценке проявления политической ревности не к месту, поскольку нужно констатировать, что все страны, в том числе также Армения, формируют свое политическое поведение исходя из политических интересов.
По его словам, Армения, возможно, имеет максимальные ожидания от сотрудничества с ОДКБ, однако эта организация не все может или хочет давать своим членам. На то могут быть разные причины, в том числе и политические. Однако организация с большим успехом осуществляет программы военного сотрудничества, считает эксперт: «К примеру, Армения в рамках ОДКБ эффективно взаимодействуют с РФ в сфере приграничной обороны, активно взаимодействует со среднеазиатскими странами в сфере антитеррористических военных учений, приобретает по внутренним ценам для обеспечения своей безопасности военную технику у РФ, является членом объединенной системы ПВО с Россией и Беларусью, в рамках военного сотрудничества приобретает опыт борьбы против незаконного оборота наркотиков во время совместных действий ОДКБ, осуществляет обмен разведданными с военными партнерами».