По словам азербайджанского политолога Мусы Гасымлы, помощь ОДКБ Армении может привести к расколу этой организации.
Как сообщает AZE.az, азербайджанский политолог Муса Гасымлы в интервью SalamNews прокомментировал заявления министра обороны Армении, о том, что Ереван расчитывает на помощь ОДКБ в случае войны за Нагорный Карабах.
– На следующей неделе Азербайджан подпишет документ о членстве в Движении неприсоединения. Как, по-Вашему, может ли это принести стране дивиденды, и каковы положительные и отрицательные стороны в этом вопросе?
– Неприсоединение к военным блокам страны, расположенной в столь чувствительном регионе, по-моему, позволяет азербайджанской дипломатии маневрировать, и в нынешних условиях это соответствует интересам нашей страны. Присоединение к одному блоку невольно может оказать отрицательное влияние на двусторонние и многосторонние отношения со странами другого блока. В этом смысле такой шаг Азербайджана на данном этапе можно оценить как положительный.
– Некоторые эксперты считают этот шаг поспешным, так как Азербайджан пребывает в условиях войны…
– Если страна является членом какого-либо блока, то она должна действовать по его правилам игры. А не присоединившись к блоку, страна получает широкие возможности для двусторонних отношениях. Азербайджан может наладить двусторонние отношения как со странами НАТО, так и со странами Организации договора о коллективной безопасности.
Считаю, что присоединение к блокам, напротив, ограничило бы возможности маневрирования страны. Этим шагом Азербайджан демонстрируют, что не примыкает ни к какому “фронту”, и это – абсолютно верный шаг. Тем самым, исходя из своих интересов, Азербайджан отказывается от превращения в полигон других стран.
– Сможет ли Азербайджан получить помощь от стран, примкнувших к другим блокам, если будет вынужден решить вопрос освобождения оккупированных земель силовым путем?
– Думаю, наше сотрудничество должно больше опираться не на многосторонние, а на двусторонние отношения. Страна, присоединившаяся к одному блоку, может встретить противостояние другого блока, и в результате не получит от него ни двустороннюю, ни многостороннюю помощь… А страна, не присоединившаяся к какому-либо блоку, в случае войны имеет возможность наладить военное сотрудничество на двусторонней основе с любым государством.
– В последнее время армянские представители, в том числе президент Серж Саргсян и министр обороны Сейран Оганян, обвиняют Азербайджан в незаинтересованности в решении нагорно-карабахского конфликта. Что, по-Вашему, стоит за этими заявлениями? Кроме того, Оганесян заявил, что если возобновятся военные операции, то Армения может получить помощь от Организации договора о коллективной безопасности.
– Эти заявления безосновательны и, в основном, расчитаны на внутреннюю аудиторию. Азербайджан является сторонником мирного решения нагорно-карабахского конфликта, возникшего в результате армянской агрессиии. Азербайджан никогда не смирится с потерей своих территорий. Только от Армении зависит, каким путем будет решен этот конфликт.
Если Армения освободит оккупированные территории, решение конфликта произойдет мирным путем. Если агрессия продолжится, Азербайджан вправе освободить свои территории любыми средствами. В этих условиях получение помощи Арменией от Организации договора о коллективной безопасности вызовет множество вопросов. И действительно ли кто-то может посчитать, что тюркские и мусульманские страны Центральной Азии, либо Украина, Беларусь или Молдова станут на сторону оккупационной страны – Армении?
Я считаю, что удовлетворение обращения Армении к Организации договора о коллективной безопасности может привести к расколу самой Организации, что противоречит интересам России, являющейся самым влиятельным членом этой структуры.
– Выходит, что обращение Армении к Организации договора о коллективной безопасности не соответствует и интересам России?
– Категорически. Потому что Россия заинтересована в укреплении Организации договора о коллективной безопасности, а не в ее распаде. Уже и в России понимают, что сотрудничество с Арменией наносит ущерб имиджу российского народа и государства.