Политолог: встреча в Сочи не была успешной, но и не была провальной

Лидеры России Дмитрий Медведев, Азербайджана Ильхам Алиев и Армении Серж Саргсян провели в понедельник в Сочи десятую встречу в трехстороннем формате, по итогам которой приняли совместное заявление.

Как сообщает AZE.az, встреча президентов России, Азербайджана и Армении в Сочи по урегулированию карабахского конфликта не была успешной, но и не была провальной, .

Об этом в интервью «Новости-Азербайджан» сказал политолог Расим Агаев. Лидеры России Дмитрий Медведев, Азербайджана Ильхам Алиев и Армении Серж Саргсян провели в понедельник в Сочи десятую встречу в трехстороннем формате, по итогам которой приняли совместное заявление.

В нем президенты заявили, что в результате интенсивных переговоров достигнуто продвижение согласования основных принципов нагорно-карабахского урегулирования… Принимая во внимание важность перехода к разработке мирного соглашения, президенты Азербайджана и Армении выразили готовность ускорить достижение договоренности по основным принципам с учетом проделанной до сих пор работы.

Алиев и Саргсян, подчеркивается в заявлении, дали высокую оценку посреднической деятельности России и других стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ (Франции и США). Они выразили надежду на то, что Россия, США и Франция будут в этом качестве и далее играть активную роль в урегулировании вплоть до утверждения окончательного мира и стабильности в регионе.

«Встреча в Сочи не была успешной, но и не была провальной, так как стороны не пытались боксировать, как это было в последний раз, не предъявляли друг другу никаких претензий, а все же подписали заявление, как приемлемый документ для публикации. Также можно сказать, что стороны подыграли Медведеву, который сейчас намерен остаться во власти и удержать тандемократию в России», – заявил Агаев.

По его словам, все то, что было изложено в совместном заявлении, уже и ранее говорилось и делалось, за исключением некоторых несущественных нюансов.

«Такой итог был легко прогнозируемым. Если вспомнить высказывания отечественных аналитиков относительно 10-й встречи президентов, то они были скорее пессимистичными, чем оптимистичными. Даже близкие к правящему истеблишменту аналитики довольно сдержанно высказывались о возможных продвижениях в переговорном процессе, традиционно кивая на некоторые круги в России, желающие пользоваться карабахской проблемой как дамокловым мечом, подвешенным над головой Азербайджана и Армении», – отметил Агаев.

Хотя, как считает политолог, если внимательно вчитаться во все то, что вроде бы позитивного было сказано в совместном заявлении президентов относительно продвижения в процессе согласования и т.д., то опытных дипломатов такими словами не удивишь.

«Дело в том, что подобные позитивные моменты можно сформулировать в любом коммюнике, в любом итоговом документе. От этого его суть не меняется. Суть же сводится к тому, что нынешний Азербайджан, в отличие от Азербайджана начала 90-х годов, упивается нефтедолларами, всячески позабыв обо всех угрозах. Армения же переживает далеко не лучшие времена, и ее население бежит из страны. Но официальный Ереван при этом пользуется поддержкой во всех странах мирах, имеющих влияние на решение карабахского конфликта», – подчеркнул Агаев.

При этом его настораживает момент в заявлении, касающийся того, что стороны будут и далее координировать свои усилия с сопредседателями МГ ОБСЕ в деле урегулирования конфликта.

«Фактически в данном заявлении Медведев вместе с президентами Азербайджана и Армении ограничил роль России в посреднических усилиях, передоверив это МГ ОБСЕ, где Россия также представлена. Такая двусмысленность подхода российского президента также очень настораживает и указывает на лихорадочный поиск российским руководством таких путей урегулирования конфликта, которые могли бы удовлетворить сразу все стороны, включая Евросоюз и США, дабы они ни в коем случае не обиделись на Россию за ее излишнюю инициативность в урегулировании карабахского конфликта», – продолжил Агаев.

В такой ситуации, как полагает политолог, Россия предстает перед нами не как активный посредник, берущий на себя ответственность за переговоры, а лишь как площадка для встреч. К примеру, давно уже подобной площадкой для встреч является Швейцария, где встречаются армяне и турки и проводят переговоры.

«Безусловно, кто-то будет огорчен этим, а кто-то и обрадуется, так как при ослаблении роли России в переговорном процессе этим могут воспользоваться другие страны, у которых будет больше желания и сил подвести стороны к миру», – сказал Агаев.
В этих условиях, как считает собеседник агентства, периодически приходится читать мнения не только местных, но и зарубежных аналитиков о том, что переговоры ни к чему не приведут, и конфликт может решить только новая война.

«Безусловно, война может многое решить. Но при этом бывают разные виды войн. К примеру, это может быть война, как принуждение к миру. Однажды – в 1920-21 годах Россия уже применила эту войну на Южном Кавказе, прекратив всякие конфликты между Азербайджаном и Арменией. У сегодняшней России этот ход остается в запасе», – отметил Агаев.

Он сожалеет, что ситуация в переговорном процессе складывается не в пользу России.

«Ведь количество встреч при посредничестве президента России далеко не соответствует реальному продвижению в урегулировании конфликта. И чем дальше будет разрыв между ними, тем хуже будет для России и ее президента, кем бы он ни был», – резюмировал Агаев.