Пытки по-азербайджански

Недавно представители Human Rights Watch обнародовали результаты более 50 интервью с жертвами пыток и нескольких десятков встреч с адвокатами, родственниками, бывшими сотрудниками правоохранительных органов, судьями и работниками прокуратуры в некоторых регионах Азербайджана

Как передает Bakililar.AZ со ссылкой на TrendLife , более подробно об этих исследованиях поведал адвокат Агамирза Багиров. По его словам, данные свидетельствуют о систематическом характере пыток и недозволенных методах обращения как средства выбивания признательных и других показаний из подозреваемых в уголовных преступлениях.

– В ходе расследования было выявлено, что пытки применяются в отношении 80% подозреваемых, которые отказываются давать признательные показания. Существует несколько разновидностей избиения. Стражи правопорядка наносят удары руками, ногами, дубинками или другими предметами по голове, спине, ногам, почкам и пяткам подозреваемого. Пытка удушьем используется менее часто, чем побои, но практически всегда в сочетании с ними.

Допрашиваемого приковывают наручниками к стулу и надевают ему на голову пластиковый пакет. Затем начинают избивать его, вызывая при этом учащенное дыхание. Многие пострадавшие рассказывали, что теряли сознание. А работники правоохранительных органов приводили их в чувство и требовали подписать явку с повинной, повторяя процедуру в случае отказа, – отметил адвокат.

«Ласточка», «Конвертик»…

Кроме этого, существуют еще более изощренные методы пыток, например, поза «ласточка». Руки подозреваемого сковывают наручниками за спиной, пропуская под цепью наручников металлический прут или трубу, так что человек висит, не касаясь ногами пола, в то время как сотрудники полиции избивают его дубинками. В одном из вариантов задержанного кладут лицом на пол и веревкой подтягивают ноги к рукам, скованным за спиной наручниками.

Все это вызывает резкую боль в суставах, перекрывает кровоснабжение запястий и может привести к вывиху плеча или предплечья. Еще одна поза – «конвертик», при которой «жертву» истязания усаживают головой в согнутые колени и привязывают руки к ногам.

«Пресс-хата»

Физическое насилие в наших следственных изоляторах плавно сменяется психологическим давлением. А. Багиров считает, что такое воздействие полностью дезориентирует подозреваемого.

– Оно может выражаться в целых сериях оскорблений сочетающихся с угрозами дальнейшего применения физической силы или угрозами в адрес родственников задержанного. Последние могут включать в себя угрозы «сделать все что угодно»; убить, изнасиловать или причинить иной физический вред; обеспечить смертный приговор (даже если предъявляемое человеку обвинение не предусматривает такого наказания); причинить вред семье подозреваемого.

Угрозы в адрес родственников могут оказаться наиболее эффективными, поскольку задержанный изолирован от внешнего мира и не имеет возможности узнать, что происходит с его близкими.

– Чтобы выбить признание или получить «нужные» показания, – продолжает адвокат, – оперативники прибегают к услугам «своих», пользующихся особыми привилегиями подозреваемых и обвиняемых в местах содержания под стражей в полиции, которые избивают, насилуют или иным образом принуждают других подозреваемых или обвиняемых.

Эта широко распространенная практика получила название «пресс-хата», потому что работающие на милицию «прессуют» задержанного непосредственно в камере предварительного заключения. За это «свои» задержанные, которые одновременно выполняют роль информаторов и исполнителей поручений сотрудников правоохранительных органов, получают привилегии, такие как доступ к наркотикам и женщинам.