Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер и министр энергетики Сергей Шматко привезут в Брюссель презентацию газотранспортного проекта «Южный поток».
Как передает AZE.az, российское издание «Московские новости» отмечает, что момент презентации «Южного потока» удачный: реализация родного для Еврокомиссии альтернативного газопровода Nabucco в начале мая была отложена на неопределенный срок.
25 мая в столице Евросоюза состоится сразу два мероприятия подряд. Сначала Шматко и Миллер выступят эксклюзивно перед европейскими политиками во главе с комиссаром ЕС по энергетике Гюнтером Оттингером. Планируется, что он также обратится к закрытой аудитории с коротким докладом и покинет место действия, не дожидаясь презентации проекта, которую должен сделать главный управляющий South Stream AG Марсел Крамер. После небольшой паузы то же шоу, но уже без Шматко и Оттингера, будет поставлено для представителей экспертного сообщества и прессы.
«У нас есть график, и мы работаем по нему, — сказал на прошлой неделе в интервью каналу Russia Today глава South Stream. — У нас большая поддержка, наши будущие акционеры тоже работают над тем, чтобы график соблюдался. Сам проект будет реализован в соответствии с графиком». Пока это главное достижение авторов «Южного потока», выгодно отличающее проект от конкурирующего Nabucco, по которому планируется подавать в Европу газ из Каспийского региона в обход России, пишет издание.
В начале мая оператор проекта Nabucco Gas Pipeline International объявил об очередном переносе сроков реализации проекта. Начало строительства отложено с 2011-го на 2013 год, а запуск трубы – с 2014-го на 2017 год. Международный консорциум, в котором на паритетных началах участвуют турецкая Botas, болгарская BEH, румынская Transgaz, венгерская MOL, австрийская OMV и немецкая RWE, объяснил отсрочку отсутствием договоренностей с поставщиками газа. Ни Азербайджан, ни Туркменистан, ни Ирак пока не дали гарантий по поставкам.
Отсрочка привела и к пересмотру плана по капитальным затратам на строительство трубы. Ранее газопровод из Турции в Австрию мощностью 31 млрд кубометров газа в год оценивался в 7,9 млрд евро. Теперь официальной цифры нет, а источники называют прессе вилку в 12–15 млрд евро. И это явно не предел. Неудивительно, что Оттингер, которому по должности положено защищать Nabucco (безусловный приоритет энергополитики ЕС в газовой сфере в последние годы), на днях позволил себе скепсис относительно финансирования проекта.
По его словам, «трудно убедить банки и инвесторов, что проект имеет смысл».
Более подходящий момент для того, чтобы совершить прорыв «Южного потока» в сердца и умы еврочиновников, сложно даже представить, отмечают «Московские новости». Тем более что президент Австрии, которая является важным звеном и для Nabucco, и для «Южного потока», в конце прошлой недели, встречаясь с российским премьером Владимиром Путиным, сказал твердое «да» обоим проектам.
К позитивным моментам также можно отнести то, что «Газпром» создал совместные предприятия для строительства газопровода через транзитные страны, и в Брюссель должен привезти сквозное технико-экономическое обоснование проекта от России до пунктов сдачи в Австрии и Италии.
В то же время до сих пор нет окончательной ясности с партнерами по South Stream AG, которые должны строить трубу по дну Черного моря и, скорее всего, по дну Адриатики на юг Италии (вторая ветка «Южного потока» идет через Грецию). СП учредили «Газпром» и итальянская Eni на паритетных началах. Но в последние годы топ-менеджеры российского концерна не раз обвиняли итальянцев в саботаже работы над проектом. Еще в 2009 году было оговорено, что в «Южный поток» войдет французская EdF за счет снижения участия Eni на 10%. Весной «Газпром» подписал аналогичное соглашение с немецкой Wintershall, которая должна забрать у итальянцев еще 15%. Тогда же было объявлено, что новое соглашение акционеров будет подписано до конца года. Но сейчас его нет, и это фактор риска, пишет издание.
Сколько будет стоить газопровод целиком, тоже неизвестно. Крамер оценивал морскую часть трубы мощностью до 63 млрд кубометров в сумму до 10 млрд евро. Сербский участок на 40 млрд кубометров, который «Газпром» презентовал в Белграде два месяца назад, будет стоить 1,5 млрд евро. Цифра в 15 или даже 20 млрд евро на весь проект с учетом расширения российской газотранспортной сети не выглядит фантастической.
Наконец, у «Южного потока» по прежнему нет разрешения Турции на прокладку трубы через ее сектор Черного моря и нет согласия Еврокомиссии предоставить транзитным участкам газопровода в странах ЕС (Болгарии, Венгрии, Словении, Австрии и Греции) исключение из регулирования.
Анкара со скрипом и большой задержкой выдала разрешение на морские изыскания, хотя еще прошлой осенью обещала дать окончательное разрешение на строительство. Понятно, что турки, которые намерены заработать на транзите газа через свою территорию, не горят желанием пускать в Европу конкурирующую организацию.
Еще больше проблем с Еврокомиссией. Согласно «третьему энергетическому пакету» ЕС, управляющим и тем более собственником трубы не может быть поставщик газа, а мощности по транспортировке топлива обязательно надо выставлять на открытые торги. На таких условиях проект, конечно, не состоится. А значит, Брюсселю даже делать ничего не нужно, чтобы заблокировать развитие «Южного потока».
Министр Сергей Шматко обещал поднять 25 мая тему «третьего пакета» в разговорах с европейскими коллегами. Однако по информации «МН», его встреча с Эттингером в графике пока не подтверждена.