Политологи и военные эксперты подводят итоги четырех дней боев в Нагорном Карабахе.
Как передает AZE.az, Армения потерпела поражение в первом раунде, поэтому была вынуждена согласиться на прекращение огня. Об этом заявил порталу«Москва – Баку» российский военный эксперт, обозреватель «Новой газеты» Павел Фельгенгауэр. Напомним, что разгар боев в Карабахе многие российские политологи, например, российский посол в Ереване в 1992–1994 годах, доктор исторических наук Владимир Ступишин заявляли, что солдат армии самопровозглашенной НКР отличает «очень сильная мотивация».
«Боевой дух – это замечательно, но в данном случае у азербайджанских вооруженных сил есть качественное существенное превосходство. Моральная мотивация – это здорово. Она, например, была очень высокой у индейцев, но против индустриального оружия, как говорится, не всегда помогает. Не все этим решается. Нынешняя ситуация для армянских военных в общем проигрышная, – заочно возражает им Фельгенгауэр. – Если бы Армения продолжила воевать при нынешних условиях, то в случае дальнейшей эскалации напряженности, это завершилось бы полным разгромом армянской армии».
Как напомнил эксперт, армянские войска технологически сильно отстают от азербайджанских. «Баку с технологической точки зрения подготовился к войне гораздо лучше. Его армия вооружена современной техникой, причем произведенной не только в России, но и в Израиле. Азербайджанские военные при помощи израильских дронов могут проникать в тыл армян и прицельным ударом поражать любую цель. Это подтверждают видеозаписи с беспилотников и в целом события последних дней в зоне боев. Технологическое неравенство – главная причина, по которой в этой войне Армения обречена на фиаско».
По словам Фельгенгауэра, налицо военное преимущество Азербайджана над Арменией в любом случае, в нынешних обстоятельствах наступать армянские войска точно не смогут. «Или же Еревану следует приобрести у Москвы беспилотники, переоснастить армию современной техникой».
Напомним, ситуация в зоне карабахского конфликта резко обострилась в ночь на субботу. Начались крупномасштабные бои азербайджанскими и армянскими войсками. Во вторник стороны заявили о прекращении огня.
В ночь на четверг Минобороны Азербайджана сообщило, что армянские подразделения нарушили режим прекращения на различных направлениях фронта 119 раз – в том числе с использованием 60, 82 и 120-мм минометов, а также крупнокалиберных пулеметов.
Позиции вооруженных сил Азербайджана также подверглись обстрелу вблизи сел Гёйарх, Чилябурт, Ярымджа Тертерского района; Шихлар, Сарыджалы, Кянгярли, Новрузлу, Агдамского района; Куропаткино Ходжавендского района; Горадиз, Гараханбейли, Горган, Ашагы Сеидахмедли Физулинского района; Мехдили Джабраильского района, а также с безымянных высот на территории Гёйгёльского, Геранбойского, Ходжавендского, Физулинского и Джабраильского районов. С учетом обстановки, ВС Азербайджана нанесли 125 огневых ударов по позициям армянской стороны.
В то же время в Баку в четверг утром начали трехстороннюю встречу министры иностранных дел России, Азербайджана и Ирана – Сергей Лавров, Эльмар Мамедьяров и Джавад Зариф, сообщил портал «Москва – Баку». Главными темами станут ситуация в Нагорном Карабахе, а также сотрудничество по Каспию.
Как предположил Фельгенгауэр, Москва пока не знает, что предпринимать при изменившимся раскладе сил: «Россия еще не оценила уровень эскалации в зоне конфликта. Москва может вмешаться в конфликт лишь в политической плоскости. Может принудить стороны приостановить огонь, сесть за стол переговоров. Ситуация изменилась и теперь Россия не захочет оказывать Армении военную поддержку. Потому что в стратегических интересах России налаживание хороших отношений со всеми странами Южного Кавказа. Не в ее интересах ссориться с Азербайджаном. Поэтому пока Москва постарается добиться прекращения огня в зоне конфликта».
Однако Фельгенгауэр сомневается в возможности достижения прочного мира путем переговоров: «Кроме Карабаха оккупировано также еще семь районов. Долгие годы велись переговоры по возвращению этих районов, но к результатам они так не привели. Поэтому и впредь не верится, что диалог сам по себе приведет к какому-либо прочному миру».
Фельгенгауэр согласен, что российские газеты и телеканалы однобоко освещали бои в Карабахе и связывает это с сильными позициями армянского лобби:
«Действительно, российская пресса придерживается проармянской позиции. Это потому, что в руководстве российских медиа структур в большом количестве представлены лица армянской национальности. В России действует и азербайджанское лобби, но в сравнении с армянским, оно слабое».