В целом, законтрактованные азербайджанские объемы газа предназначены быть ресурсной базой для повышения потребления газа в Европе, а не для отказа от российских поставок.
Как передает AZE.az, азербайджанский газотранспортный проект "Южный газовый коридор" ни в коем случае не является конкурентом для российских поставщиков газа в Европу, заявили сегодня в беседе с корреспондентами "Вестника Кавказа" эксперты-энергетики, комментируя появившиеся в СМИ инсинуации о том, что одной из подлинных причин апрельских боев за Карабах стало желание Москвы сорвать реализацию проекта, который якобы представляет опасность для "Газпрома" как мощный новый источник "голубого топлива" для европейцев.
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в первую очередь подчеркнул, что законтрактованный объем поставок по "Южному газовому коридору" не создает никакой конкуренции "Газпрому". "Этот проект предполагает поставку дополнительных 16 млрд кубометров газа с азербайджанского месторождения "Шахдениз", из которых лишь 10 млрд дойдет до Европы, 8 млрд в Италию и по одному в Грецию и Болгарию. В качестве замены России здесь вообще никакого газа не предусмотрено, тем более Азербайджан не дает гарантий, что по данной газопроводной схеме будет наращиваться объем поставок. Именно поэтому Европа сейчас активно ведет переговоры с Ираном, который может занять опустевшую туркменскую нишу – но далеко не факт, что Иран будет поставлять газ в Европу через территорию Турции или Азербайджана, ведь смычка Турция-Иран довольно проблемная", – поведал эксперт, напомнив о регулярных взрывах ирано-турецких трубопроводов.
"В целом, законтрактованные азербайджанские объемы газа предназначены быть ресурсной базой для повышения потребления газа в Европе, а не для отказа от российских поставок. Обращаю ваше внимание, что Италия сейчас активно работает над тем, чтобы найти поставщика, который сможет заменить Алжир, переживающий не самое простое время в связи с тем, что вокруг него сосредоточены радикальные исламистские группировки. Теракты в Мали, Ираке и самом Алжире нагнетают напряженность в этой стране, и европейцы, видя это, думают, как обезопаситься от войны на территории Алжира, его превращения во вторую Ливию и прекращения поставок энергоресурсов. Поэтому и Италия, и Греция перестраховываются. Думаю, что "Южный газовый коридор", которому способствует Евросоюз, не станет альтернативой российского газа и никак не повлияет на газовый экспорт России в Европу", – уверен Игорь Юшков, добавив, что для расширения проекта пока нет ресурсной базы.
На истинное положение дел обратил внимание и политолог Ровшан Ибрагимов, напомнив, что при введении в эксплуатацию "Южный газовый коридор" будет поставлять европейским потребителям всего 10 млрд кубометров газа в год, в то время как "Газпром" на границу с Европой поставляет более 150 млрд кубометров в год. "Смешно даже рассуждать, что Россия считает для себя этот проект конкурирующим и пытается помешать его реализации – в этом смысле какие-либо опасения бессмысленны. С другой стороны, этот проект не сугубо азербайджанский: в него вовлечены Евросоюз, Турция и страны Западных Балкан, западные финансовые институты предоставляют кредиты на его реализацию. Если бы и были какие-либо попытки предотвратить строительство, они начались бы не сейчас, когда уже наполовину завершено строительство TANAP и вот-вот начнется строительство TAP, а несколькими годами ранее", – подчеркнул эксперт.
"Не представляет опасности для России и плановое расширение "Южного газового коридора". Ожидается, что к 2023 году его мощность будет увеличена с 16 млрд кубометров в год (из которых 6 млрд кубометров забирает Турция), до 25 млрд кубометров. При этом большая часть этих дополнительных объемов будет осваиваться непосредственно на быстрорастущем турецком рынке, ведь ежегодно потребности в газе в Турции увеличиваются до 6%. Конечно, будут осваиваться новые страны, которые на данный момент либо не потребляют природный газ, как Албания, либо не в полном объеме используют свой потенциал, как Болгария, потребляющая лишь 2 млрд кубометров газа в год (при том, что по населению она сравнима с Азербайджаном). Опять же, подчеркну, что с "Газпромом" здесь не будет конкуренции, так как расширение поставок будет производиться за счет построения новых газораспределительных сетей в подобных странах, мало или вообще не потребляющих импортный газ", – указал Ровшан Ибрагимов.
Энергетик предупредил, что подлинными конкурентами России на европейском газовом рынке могут стать страны Северной Африки и Ближнего Востока, и тревожным сигналом здесь послужит строительство в Европе СПГ-терминалов (инфраструктуры для преобразования экспортируемого в страну сжиженного природного газа в газообразное состояние, пригодное для транспортировке по трубопроводам). "Если конкретизировать, то одна из альтернатив России для ЕС – это Катар, который все больше увеличивает объемы добычи природного газа и имеет потенциал для сжиживания природного газа и продажи его на мировые рынки. Другие альтернативы – это Нигерия и Алжир, тоже лидеры газодобычи. Кроме того, не стоит забывать, что значительные запасы природного газа за последние годы были найдены в Израиле и Мозамбике, – наверняка Израиль также будет искать выход на европейский рынок и продажу собственного газа", – перечислил варианты эксперт.
"Не стоит забывать и о сланцевой революции в Америке и недавнем начале экспорта сланцевого газа на европейские рынки, который тоже может стать серьезной альтернативой для российского газа. Тем не менее, напомню, что у России с Германией есть определенные соглашения, кроме того, создан "Северный поток", посредством которого российский газ доходит до немецкого рынка, благодаря чему Германия распределяет его европейским странам как основной дистрибьютор и не захочет утрачивать эту выгоду. Стоит упомянуть еще один фактор: это все большее вовлечение европейских стран в развитие альтернативных, возобновляемых источников энергии – солнце, ветер, гидроэлектростанции, которые также конкурируют с природным газом", – напомнил другие факторы Ровшан Ибрагимов.
Игорь Юшков также ожидает, что подлинную конкуренцию российскому газу в будущем составит сжиженный природный газ, причем по политическим мотивам. "Наиболее политизированные европейские страны уже начинают работать себе в убыток, закупая СПГ, например, Литва и Польша. Основным производителем СПГ является Катар, он перекидывает часть объемов в Европу, но есть и другие поставщики, в том числе традиционные Алжир и Норвегия. Американцы хотят туда выйти, но пока по цене совершенно никак не проходят: их цена в 1,5-2 раза больше, чем у российского трубопроводного газа, даже Литва в свое время от него отказалась якобы из-за технического несоответствия внутренним стандартам. Но по политическим причинам эти закупки будут продолжаться", – заключил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.