Государственная нефтяная компания Азербайджана на протяжении последних нескольких лет продолжает удерживать позиции по добыче нефти и газа
Несмотря на естественное истощение запасов по целому ряду старых месторождений, общий уровень добычи нефти остается на уровне 9 млн тонн в год. Также стабильной остается и общая добыча газа. В этом году будет предпринят рывок, цель которого — нарастить мощности в первую очередь в добыче газа.
Комплексная программа развития нефтегазовой отрасли страны, рассчитанная до 2015 года, полна амбициозных задач, выполнить которые азербайджанским нефтяникам вполне по силам. О перспективных планах и итогах ранее проделанной работы рассказывает президент ГНКАР.
— Чем для азербайджанских нефтяников знаменателен минувший год? Какие стратегические задачи ГНКАР ставила перед собой? Что удалось решить, какие проблемы еще остались?
— Год был удачным для нашей страны, ее экономики в целом и нефтяной промышленности в частности. Мы ввели в действие основной экспортный трубопровод Баку—Тбилиси—Джейхан (БТД), завершили строительство газопровода Баку—Тбилиси—Эрзерум, получили первый газ с крупнейшего нашего газового месторождения “Шахдениз”.
Несомненно, это знаковые вехи, свидетельствующие об успешном претворении в жизнь нефтяной стратегии общенационального лидера Гейдара Алиева. В актив Госнефтекомпании я бы зачислил также открытие наших представительств и создание совместных предприятий за рубежом. Это позволит приблизить нашу перерабатывающую промышленность к потребителям на берегах Черного и Средиземного морей.
В 2006 году мы продолжили плодотворное сотрудничество с компанией “ЛУКОЙЛ”, параллельно наладив новые связи с еще одной российской компанией — “РуссНефть”. Все это, однако, не дает нам повода почивать на лаврах. Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым перед нами поставлена ответственная задача — модернизировать Госнефтекомпанию и довести ее до уровня ведущих мировых нефтяных гигантов.
— В прошлом году добыча нефти в Азербайджане побила рекорд за всю историю ее промысла здесь. Какую роль в этом сыграли морские месторождения?
— Действительно, в ушедшем году в нашей стране был зарегистрирован рекорд по нефтедобыче — 30 миллионов тонн. Значительная часть этого объема пришлась на долю блока шельфовых месторождений “Азери—Чыраг—Гюнешли”. А ведь очень многие не верили в то, что нефтяные контракты Азербайджана могут быть реализованы. К 2010 году объемы добычи достигнут порядка 65 миллионов тонн нефти. И конечно же в первую очередь за счет богатых залежей под дном Каспия.
— В программе развития нефтегазовой отрасли страны большое внимание отведено увеличению собственной добычи газа. Как выполняется эта программа? Какое значение придается газовому проекту “Шахдениз”?
— Программой, о которой вы упомянули, предусмотрено совершенствование системы сбора и транспортировки газа на месторождении “Гюнешли”, бурение и ввод в эксплуатацию новых скважин на давно эксплуатируемых газоконденсатных месторождениях. Что касается месторождения “Шахдениз” — одного из крупнейших в мире, то его полномасштабное освоение призвано способствовать укреплению энергетической безопасности нашей страны.
— В минувшем году после долгого перерыва был заключен контракт типа PSA с “РуссНефтью”. Означает ли это, что Азербайджан и дальше будет применять такую практику договоров?
— При принятии решений относительно сотрудничества с той или иной иностранной компанией мы руководствуемся данными о технических, технологических, финансовых возможностях наших будущих партнеров. Мы посчитали крайне важным продолжить сотрудничество с российскими компаниями, занимающими весомое положение в этой отрасли и заключили контракт по разделу продукции с “РуссНефтью”. Россияне взялись продолжить усилия “ЛУКОЙЛа” по разработке и восстановлению блока месторождений “Зых” и “Говсаны”.
— Азербайджан обладает большим опытом и потенциалом в области переработки нефти. Как ГНКАР собирается модернизировать морально устаревшие производства? Что лежит в основе подписания соглашения о строительстве нефтеперерабатывающего завода в турецком Джейхане?
— Для приведения качества азербайджанских нефтепродуктов в соответствие с европейскими стандартами мы планируем на наших нефтеперерабатывающих заводах строительство новых технологических установок, отвечающих мировым стандартам, а также проведение работ по модернизации и реконструкции существующих мощностей.
В ближайшее время на НПЗ им. Гейдара Алиева начнется сооружение, крупного технологического комплекса “Алкилен/ОксиПро” по производству высокооктановых бензиновых компонентов из сжиженных газов. Сдача его в эксплуатацию позволит производить две новые марки топлива — автомобильный бензин Aи-98 и авиационный бензин Б-91/115.
Что касается выхода на внешние рынки. Как известно, в ближайшие годы в Азербайджане будет методично наращиваться добыча нефти и газа. Поскольку большая часть нефти будет перекачиваться по БТД в турецкий средиземноморский порт Джейхан, то мы посчитали целесообразным строительство современного НПЗ с максимальной глубиной переработки на конечном пункте прокачки.
В Джейхане могут быть созданы все условия и возможности для производства нефтепродуктов, отвечающих мировым стандартам по качеству, с перспективой их реализации как в самой Турции, так и в странах, расположенных на побережье Средиземного моря. ГНКАР заключила с турецкой компанией Turcas соглашение о создании совместного предприятия в этой сфере. Завод будет рассчитан на переработку 20—30 млн тонн нефти в год, номенклатура выпускаемых изделий будет включать в себя как нефтепродукты топливного и масленого направления, так и нефтехимическую продукцию.
— Как колебания цен на энергоносители отразились на финансовой политике компании, в том числе и социальной нагрузке?
— Как и для всех добывающих стран, для нас прошедший год был достаточно удачным с точки зрения мировых цен на нефть. Высокие цены на нефть означают улучшение социального положения населения. Увеличение доходов, естественно, положительно отразилось и внутри самой структуры ГНКАР. Я не считаю, что риски, которые таит в себе наблюдаемая сегодня тенденция снижения мировых цен на нефть, могут достигнуть той опасной черты, за которой нас могут настигнуть проблемы финансового характера. И даже в случае продолжения сегодняшней понижающей тенденции у нас сохранятся возможности ведения активной социальной политики.