"Наши основные задачи — стерилизовать избыточные денежные потоки, а также направлять часть нефтяных доходов в нужном для развития экономики направлении", заявил Шахмар Мовсумов, исполнительный директор Государственного нефтяного фонда Азербайджана
Созданный семь лет тому назад Государственный нефтяной фонд Азербайджанской Республики (ГНФАР) успешно исполняет роль важнейшего стабилизирующего фактора экономики страны. С момента создания фонда на его счета поступило порядка $3 млрд. О том, как используются и управляются активы фонда и на какие цели могут быть направлены средства, которые поступят в предстоящие два десятилетия на его счета, рассказывает исполнительный директор Госнефтефонда.
— Сколько средств и из каких источников поступило на счета ГНФАР в прошлом году?
— 29 декабря прошлого года мы отметили седьмую годовщину со дня подписания национальным лидером Гейдаром Алиевым указа о создании Государственного нефтяного фонда. В 2006 году на счета фонда поступило более 1 миллиарда долларов США. По состоянию на первое января этого года в ГНФАР уже аккумулировано до 1,5 млрд долларов.
В структуре доходов фонда 94% всех средств составили поступления от реализации нефтяных контрактов, в том числе от продажи прибыльной азербайджанской нефти, добываемой с блока морских месторождений “Азери—Чыраг—Гюнешли”, транзитной платы за прокачку нефти по трубопроводу Баку—Супса, разницы между контрактной и продажной ценой экспортируемой нефти, бонусов, поакровых выплат, а также доходов от управления активами ГНФАР.
— В чем отличие деятельности ГНФАР от созданных в других государствах подобных структур?
— В свое время Фонд Сороса проводил исследования относительно использования нефтяных доходов в разных государствах мира. Как выяснилось, применяемая в Азербайджане схема накопления средств наиболее оптимальна, так как автономна от государственного бюджета. Во многих странах, включая Норвегию и Россию, доходы от экспорта нефти поступают в госбюджет и лишь затем профицитный излишек переводится на счета соответствующих фондов.
В нашей стране они прямиком перечисляются на счета ГНФАР, затем путем размещения вне пределов страны изолируются от внутреннего рынка. Требуемые же для претворения тех или иных бюджетных целей средства ГНФАР выдает дозированными трансфертами, сохраняя тем самым макроэкономическую стабильность в стране.
— То есть ГНФАР играет роль своего рода стены, защищающей экономику от денежного “цунами”?
— Это действительно так. Функция ГНФАР по стерилизации избыточной денежной массы крайне важна, прежде всего в связи с ожидаемым в ближайшие 20 лет поступлением в экономику Азербайджана порядка $150—200 млрд доходов.
То есть уровень ожидаемых доходов и размер экономики, ее способность переварить эти средства просто несопоставимы. В этой связи главнейшей целью Нефтяного фонда является предотвращение “голландской болезни”. Для этого фонду предстоит принять участие в диверсификации экономики, прежде всего за счет развития ненефтяного сектора.
Эти цели приняты как важные стратегические и значимые задачи, поставленные перед экономикой страны президентом Ильхамом Алиевым, в подписанном 27 сентября 2004 года указе “О долговременной стратегии по управлению нефтегазовыми доходами”. Основные принципы данной стратегии приняты ГНФАР за основу долгосрочного управления нефтяными доходами.
— Намерен ли ГНФАР разместить активы фонда не только в облигациях, но и в акциях зарубежных эмитентов?
— Практически с момента своего создания фонд инвестирует большую часть своих накоплений в облигации. На данный момент их доля в инвестиционном портфеле ГНФАР составляет примерно 80%. Причем большая часть их — это корпоративные ценные бумаги, которые по степени надежности ничуть не уступают государственным облигациям ведущих стран мира. Как известно, по сравнению с облигациями акции отличаются большей рискованностью и существенными колебаниями цен. Поэтому на начальных этапах мы не занимались активной торговлей акциями и поручали это внешним менеджерам.
Сегодня в акции вложено меньше одного процента средств фонда, и эти операции скорее носят характер оценки и изучения рынка. Но по мере развития ГНФАР и повышения уровня квалификации его сотрудников мы планируем начать более активно инвестировать в акции.
— Учитывая высокие темпы накоплений на счетах Госнефтефонда, недалек тот день, когда его активы превысят доходы бюджета страны. На какие цели расходовались средства ГНФАР в прошлом году и какие планы вынашиваются на ближайшее будущее?
— Мы ожидаем резкий рост доходов Госнефтефонда к 2008—2010 годам, и это зависит от цен на нефть и темпов возмещения вложений иностранных компаний в нефтяном секторе страны. После полной репатриации капиталовложений 80% всех доходов будет перечисляться нашей стране. Даже по приблизительным подсчетам, при сохранении цен на нефть на уровне $50 за баррель, только за один 2010 год на счета ГНФАР должно поступить $15 млрд.
Что касается расходования средств фонда, то оно нацелено на претворение в жизнь инвестиционных проектов и госпрограмм, обеспечивающих развитие ненефтяного сектора экономики и решение острых социальных проблем.
Так, в прошедшем году ГНФАР финансировал азербайджанскую долю участия в проекте трубопровода Баку—Тбилиси—Джейхан, мероприятия по улучшению социальных условий беженцев и вынужденных переселенцев. Выделены средства на два новых проекта — прокладку водопровода из Огуз-Габалинской зоны в Баку и реконструкцию Самур-Абшеронской оросительной системы. Наряду с этим 100 млн долларов было направлено на финансирование уставного капитала созданной в марте прошлого года “Азербайджанской инвестиционной компании”.
Более 650 млн долларов передано в госбюджет в качестве трансферта, и за счет этих средств было обеспечено финансирование инвестиционных и социальных проектов.
В целом, приоритетными направлениями, для которых будут использоваться средства ГНФАР в этом и последующие годы, избрано создание необходимой инфраструктуры для обеспечения ускорения развития ненефтяного сектора экономики, а также решение наиболее острых социальных проблем.