Армянские и российские СМИ раскрывают катастрофическое положение оккупированного Карабаха.
Как сообщает AZE.az, есть такая хорошая рекомендация – "не изобретать велосипед", пишет echo.az. Что, впрочем, не мешает производителям выбрасывать на рынок все новые и новые модели этого "самого экологичного транспорта" с неожиданными техническими новинками.
Так что изобретать если и не велосипед как таковой, то новую конструкцию его руля, седла, педалей или еще чего-нибудь – дело вполне достойное.
И по-настоящему жалко выглядят попытки изобрести не хрестоматийный велосипед, а повод для оптимизма там, где объективных причин для этого оптимизма не просматривается.
Вот и в Ереване старательно пытаются выжать политические дивиденды из дешевого фарса под названием "парламентские выборы в Карабахе".
Напомним: большинство стран мира, ну, может, за вычетом Науру и Вануату, поторопились объявить о непризнании "выборов".
С совместным заявлением выступила Минская группа ОБСЕ. Затем Госдепартамент США, не ограничившись коллективным заявлением, отдельно подчеркнул, что не признает "выборы" и Нагорный Карабах как независимое государство.
Эстония не признает независимость Нагорного Карабаха и поэтому не считает результаты прошедших 3 мая выборов парламент законными и действительными, заявили в Таллинне.
По словам министра иностранных дел Кейт Пентус-Розиманнус, следует решить нагорно-карабахский конфликт и гарантировать безопасность и стабильность всего региона посредством международных переговоров, сообщили BNS из МИД Эстонии.
"Переговоры должны определить будущее Нагорного Карабаха, статус региона не может быть изменен проведением незаконных выборов", – сказала министр.
Она добавила, что Эстония поддерживает Минскую группу ОБСЕ.
Ранее Глава внешней политики ЕС Федерика Могерини отметила, что ЕС не признает конституционные и юридические рамки, в которых организованы выборы в Нагорном Карабахе.
МИД Украины заявил, что "Украина не признает так называемые "парламентские выборы, которые состоялись 3 мая 2015 года на территории Нагорного Карабаха, и считает их нелегитимными. Результаты этих "выборов" на оккупированных территориях Азербайджана не могут иметь правовых последствий.
Украина выступает за мирное урегулирование нагорно-карабахского конфликта на принципах уважения суверенитет и территориальной целостности Азербайджанской Республики в ее международно признанных границах".
И, похоже, именно украинское заявление особенно разозлило экспертов по ту сторону линии фронта.
"Украина, по всей видимости, возвращает "долг" Армении за ее голосование в ООН по вопросу Крыма" – возмущается ереванский сайт 7or.am.
А командированный в Карабах корреспондент "Лента.ру" сообщил, что вечером на главной площади Ханкенди местная молодежь обсуждала именно украинское заявление.
И один из участников этой дискуссии заявил: "Наши выборы отказались признать многие, и только Украина постаралась это сделать в оскорбительном тоне".
Тем не менее официальный Ереван продолжает усиленную "раскрутку" этого избирательного фарса. Так, эксперт Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало- Поволжья Института востоковедения РАН Андрей Арешев заявил журналистам в Ереване, что, оказывается, заявление Минской группы ОБСЕ по поводу выборов в Нагорном Карабахе является шагом в сторону признания реалий.
Дескать, в заявлении сопредседателей Минской группы ОБСЕ признается роль народа Нагорного Карабаха в решении своего будущего в контексте всеобъемлющего урегулирования конфликта.
Правда, в документе отмечается, что посредники не принимают влияния результатов парламентских выборов 3 мая на правовой статус Нагорного Карабаха, и подчеркивают, что они ни в коей мере не предрешают окончательный статус Карабаха или исход текущих переговоров, но это, как полагает Арешев, совершенно несущественно.
Зато "международные наблюдательские миссии были представлены самыми разными странами и континентами", – сказал эксперт.
Армянские СМИ старательно раскручивают заявления иностранных наблюдателей, какими "демократичными" были эти выборы.
Как старательно сообщает радио "Азатутюн", "иностранные наблюдатели были впечатлены в особенности показателем явки избирателей – 71%. Они отметили, что в европейских странах подобный показатель фиксируется редко.
Подчеркнув, что выборы прошли свободно, справедливо и прозрачно, они в то же время указали на некоторые технические недочеты.
Директор Международного экспертного центра избирательных систем Александр Цинкер упомянул некоторые из них. "К примеру, на некоторых избирательных участках были скопления людей, иногда на участке было не столь хорошее освещение, некоторые места не были приспособлены для лиц с ограниченными возможностями, однако эти недостатки никак не помешали легитимности выборов".
Правда, "делегация группы дружбы с Карабахом в Совете Европы в своем докладе также указала на некоторые нарушения, имевшие место в ходе предвыборной кампании.
Так, согласно докладу, в результате давления, оказанного на владельца помещения, оппозиционная партия "Национальное возрождение" была лишена помещения под предвыборный штаб, а некоторые кандидаты в ходе избирательной кампании пользовались служебными автомобилями.
Тем не менее, наблюдательская миссия заключила, что избирательный процесс был проведен в соответствии с международными нормами". Какие могут быть "международные нормы" на оккупированной территории, находящейся вне контроля законных властей, депутаты не пояснили.
Впрочем, об уровне местной "демократичности" весьма откровенно повествует тот же портал "Лента.Ру": "В большинстве своем члены "участковой избирательной комиссии" (здесь и далее кавычки наши. – Ред.) – именно женщины. Они старательно записывают наши данные, внимательно изучая удостоверения и с некоторой тревогой поглядывая на международных наблюдателей. "А вообще у нас тут уже есть наблюдатели", – неопределенно машет рукой "секретарь избиркома".
Не заметить партийных наблюдателей невозможно – они расселись вдоль стены и сосредоточенно смотрят перед собой.
Лица их суровы (порой даже слишком), губы плотно сжаты. Сразу видно – серьезные люди пришли заниматься важным делом.
Перевожу взгляд на избирательную урну и вздрагиваю от неожиданности. По обеим краям от нее – внушительного вида оптимисты в штатском. Они внимательно меня разглядывают.
Мельком взглянув на набитые костяшки хранителей демократических процедур, решаю больше не нарушать таинство голосования и выскакиваю ко входу, где галдит электорат".
Но, похоже, сегодня у официального Еревана уже не получается с той же эффективностью, как это было прежде, пресекать просачивание в СМИ правдивой, читай – негативной информации о реальной жизни "самоопределившихся карабахцев".
И вот уже ереванское издание "Лрагир" с горечью констатирует: жизнь в "самоопределившемся раю" далеко не райская.
Да извинит нас читатель за длинноты, но оценки "Лрагир" стоит процитировать подробно: "В Карабахе улеглись предвыборные страсти, но "идеальная" предвыборная кампания и "идеальные" выборы не дали ответа на главные вопросы.
Как содержать Карабах, что будет завтра и на что могут рассчитывать карабахцы? Почему уровень жизни людей в Карабахе не повышается вот уже много лет, почему полученных средств едва хватает на то, чтобы прожить до следующей зарплаты?
В Карабахе добывают золото, и это приносит немалые доходы. Главная добывающая компания является самым крупным налогоплательщиком в "республике", но налоги – это единственное, что достается Карабаху от добытого золота.
Государство не хочет иметь акций в добывающей промышленности, оно даже не пытается за счет национального золота создать небольшой золотой запас – на всякий случай.
Такое ощущение, что в Карабахе состоявшаяся рыночная экономика, нет угрозы возобновления войны, и можно спокойно отдать золотые запасы частным компаниям.
Крупные чиновники имеют долю в этих компаниях, и этого достаточно, а государство найдет средства в другом месте. Получается, что кто-то добывает карабахское золото, медь и прочее, платит небольшие налоги в бюджет, а остальное вывозит из страны".
Судя по всему, в Ханкенди не задумывались не только о том, что добыча золота и меди в оккупированном Карабахе – это обычный и банальный грабеж.
Здесь, похоже, никому просто не пришло в голову, что порядочные люди вообще-то не будут заниматься такими вещами. А бандиты, пардон, не станут добровольно делиться, особенно с теми, кого могут не бояться.
Более того, "Лрагир" с ужасом констатирует, что в Карабахе практикуется множество таких способов отъема денег у населения, которые даже "сравнительно честными" назвать не получится.
"На что карабахцы тратят деньги, которые получены не от добычи золота? В основном на оплату чудовищных банковских кредитов. Придуманы самые изощренные методы для того, чтобы люди вынуждены были брать кредиты под высокие проценты.
По логике, в воюющей стране не должно быть коммерческих банков, должно быть одно государственное финансовое учреждение, которое будет работать не на обеспечение сверхприбылей для частных лиц, а на повышение благосостояния граждан.
Сейчас в Карабахе представлено более 10 банков, и именно туда поступает содержимое карманов жителей. Нормальный экономист сошел бы с ума при анализе структуры доходов и расходов в Карабахе.
Комбинация в идеале может быть предельно простой – использовать национальные блага для обеспечения государственных доходов и направлять средства населения не в банки, а на развитие экономики.
Но такая комбинация не по душе власти. Они предпочитают более изощренные схемы, которые позволяют обогащаться отдельным людям, ничего не вкладывая в экономическое развитие страны и благосостояние народа.
Будут ли в новом "парламенте" обсуждаться подобные вопросы?" – вопрошает газета. И сама же отвечает: "Вряд ли, потому что за последние 20 лет в сознание людей внедрена порочная мысль о том, что пока не решен карабахский вопрос, надо довольствоваться малым, не предъявлять требований и не говорить о кардинальных переменах.
Вот и живут люди от мероприятия к мероприятию, от праздника к празднику, превратив свою жизнь в череду ритуальных актов и добровольно отказавшись от права планировать свой завтрашний день. Потому что средства на завтрашний день уже распределены другими".
К сказанному остается только добавить, что, живя во внеправовом пространстве и под постоянной угрозой новой войны, не стоит особенно обольщаться насчет завтрашнего дня. Пусть даже озвучивать эти мысли по ту сторону линии фронта не принято.