На узбекском портале Silkway опубликована статья «Нахчыванские кягризы – национальное богатство Азербайджана».
Как передает AZE.az, узбекистанские СМИ опубликовали статью об истории водопользования в Азербайджане.
Во многих регионах Азербайджана важную роль в водоснабжении и водопользовании испокон веков играют кягризы, которые согласно археологическим данным существовали еще в античное время.
Так, археологическими раскопками под руководством И.Е. Гуммеля, проведенными в 1938 году в окрестностях Гянджи, в долине р. Шамкир, были обнаружены остатки разрушенного кягриза, возраст которого датируется ещё I в. до н. э.
Это свидетельствует о том насколько был высок уровень культуры на территории современного Азербайджана, пишет порта.
Кягризы очень широко использовались, в частности, в Баку, Гяндже, Карабахе, Нахчыване.
Например, к началу XX века в Азербайджане водами кяризов орошалось свыше 50 десятин земли.
«Кягриз» или «Кяриз» – персидское слово, обозначающее подземный оросительный канал. Корень этого слова переводится как «колодец», «течь».
В ряде мест Азербайджана, особенно в Нахчыване и Ордубаде, кяризы известны и под названием «чешме», буквально – родник.
Людей, занимающихся строительством кягризов, именовали «канканами; ремесло канканов передавалось из поколения в поколение и было почётным, отмечает издание.
Кягризы – это целые подземные гидротехнические сооружения, предназначенные для каптажа подземных (грунтовых и трещинных) вод с выводом на дневную поверхность самотеком.
Они распространены почти в 40 странах мира, в основном на Ближнем Востоке.
В Нахчыване строительством кягризов занимались как местные жители, так и канканы из Ирана, и поэтому многие кягризные термины имеют персидское происхождение: «лагым» (в Нахчыване «курэ» – подземный водоносный канал или туннель), «лагымбар» (мастер по рытью туннеля), «дол» (кожаное ведро для выноса открытого грунта на поверхность), «долчу» (носильщик дола), «чарх» (ворот), «тей» (нижняя часть туннеля), «асмана» (наивысшие точки туннеля), «абкар» ( прекращение водотока в кяризе), «сайбенд» или «сенгбенд» (каменные сооружения для защиты от возможных обвалов) и другие слова, которые и ныне используются при эксплуатации и ремонте кягризов.
В Нахчыванской АР климат резко-континентальный, температура воздуха здесь летом + 430 С, зимой -390, а атмосферных осадков выпадает 250-300 мм – при испарении cвыше 1400 мм в год. В условиях маловодья издавна существует традиция накопления атмосферных вод.
Например, в крепости Алинджа встречаются специально выкопанные в глубокую старину хранилища для воды в виде углублений. Они заполнялись атмосферными осадками с помощью искусственных каналов длиной от 23 до 131 м.
Эти хранилища использовались населением во время вражеских осад и оказывали свою посильную помощь.
Ниже искусственных водоемов люди начали удерживать проточные воды в трещиноватых грунтах склонов с помощью кягризов.
Один из таких кягризов в с. Ханагях Джульфинского района, названный «Юхары чешме», действует и посей день.
К юго-востоку от города Нахчыван находятся руины средневековой крепости «Кохне гала». Она была для своего времени очень хорошо оснащена.
Например, вода в крепость поступала по подземным галереям-кяризам из подруслового потока реки Нахчыванчай. Расстояние от крепости до реки примерно 2,5 км. Под «Кохне гала» проходят 3 кяризные линии, к которым из крепости имеется ход.
В кягризных туннелях также устроены помещения размерами 2х3 или 3х4 м и высотой не более 2 м, в которых хранили пищевые продукты (мясо, масло, жир, ковурму, сыр и др.) в некотором смысле аналог современного холодильника. В летние месяцы в кяризах регулярно поддерживалась температура в +8- +100С, что и позволяло хранить в них продовольствие, как в холодильнике.
Сохранившаяся до наших дней средневековая градостроительная структура Ордубада – второго в автономной республике города по количеству водных объектов способствовала и сохранению уникальный городской системы кягризного водопровода, пишет издание.
Многочисленные родники – чешме снабжали водой почти каждый дом, о чем писал еще И.Шопен, побывавший в Ордубаде XIX веке: «Город изобилует водой. Кроме речки того же названия, до 70 родников снабжает в нем водою все сады и почти каждый дом». И далее: «Вода на каждом шагу распространяет прохладу и образует во многих дворах фонтаны, исключая, однако, части квартала Дибдара, в частности Уч-теренга, куда в силу возвышенности местоположения вода не могла быть проведена».
Для сбора воды жителями города устраивались бассейны – открытые хавузы и закрытые сардобы, перекрывающиеся куполами. К воде спускались по ступеням через портал со стрельчатой аркой, пишет портал.