Группы небольших пятен нефти, выбрасываемой из подводных источников, были обнаружены в казахстанском секторе Каспийского моря в конце мая – начале июня.
Как передает AZE.az, специалисты выясняют причины активизации источников на дне Каспия. Об этом говорится в сообщении инженерно-технологического центра (ИТЦ) “СканЭкс”.
По данным спутниковых наблюдений, группы пятен в форме изогнутых нитей шириной от 50 до 150 метров и длиной от 300 метров до трех километров были обнаружены в трех районах моря в секторе Казахстана, к северо-западу от полуострова Тюб-Караган (Мангышлак). Специалисты “СканЭкса” связывают их появление с активизацией грифонов – каналов неконтролируемого выхода нефти, газа и воды, которые могут возникать как по естественным причинам, так и при бурении и эксплуатации скважин, передает РИА-Новости.
По словам старшего научного сотрудника Института океанологии имени Ширшова РАН Андрея Иванова, небольшие пятна и их скопления фиксируются на севере Каспия с начала регулярного спутникового мониторинга в 2007 году. В частности, аналогичные загрязнения в этом же районе были обнаружены на радиолокационных изображениях в 2010-2011 годах, но тогда веских доказательств их грифонного происхождения найти не удалось. Новые данные подтверждают предположения экспертов, отметил Иванов.
Старший научный сотрудник Института динамики геосфер РАН Борис Голубов подчеркнул, что крупных залежей нефти и газа на участке, с которым связывают грифонные проявления, пока обнаружить не удалось, несмотря на бурение ряда скважин. Нефтегазоность отложений мезозоя и кайнозоя (до 250 миллионов лет назад) доказана с помощью геолого-геофизических исследований, но пока трудно сказать, какой из горизонтов залегания “сработал” в этот раз и какие факторы вызвали активизацию грифонов.
“Не исключено, что “спусковым механизмом” срабатывания грифонов на морском продолжении Тюб-Караганского вала мог стать зафиксированный в это же время каскад землетрясений с магнитудой от 4,0 до 5,6, сосредоточенных в северо-западной части Азербайджана на границе с Дагестаном. Нельзя сбрасывать со счета и другие факторы дестабилизации недр. В итоге, несомненно, одно – явные признаки нарастающей геодинамической активности тектонической впадины Каспийского моря”, – заключил Голубов, чьи слова приводятся в сообщении.