Ссора между Турцией и Германией из-за «геноцида» разрастается

Председатель Бундестага резко прокомментировал слова турецкого президента о том, что немецкие депутаты должны сдать кровь на анализ.

Как передает AZE.az, канцлер ФРГ Ангела Меркель аплодировала председателю бундестага Норберту Ламмерту, открывшему дебаты в парламенте с критических заявлений в адрес президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.

«Я и представить не мог, чтобы в XXI веке демократически избранный президент мог использовать в своей критике столь же демократически избранных депутатов германского бундестага заявления в отношении их турецкого происхождения и описать их кровь как "испорченную"», — заявил Ламмерт.

Напомним,  ранее  депутаты Бундестага приняли резолюцию, признающую события в Османской Турции в 1915 году и признающие их «геноцидом».

Автором проекта резолюции был немец с турецкими корнями Джем Оздемир.

В ответ турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган заявил о том, будто немецкие депутаты турецкого происхождения, голосовавшие за резолюцию, должны сдать анализ крови, так как их происхождение якобы «вызывает сомнения».

После того, как Бундестаг вынес решение, Эрдоган разразился обвинениями в адрес страны, которая традиционно считалась союзницей Турции. Турецкий лидер припомнил немцам холокост и геноцид намибийцев. «Наша история – не история массовых убийств, наша история – это история милосердия и сострадания, и этим мы отличаемся (от Германии)», – заключил глава Турции.

По сведениям турецких СМИ, под «ответными мерами» подразумевается подготовка как минимум трех судебных исков против 11 депутатов бундестага с турецкими корнями – тех самых, чью кровь, по мнению Эрдогана, нужно считать «испорченной». Неделю назад ближайший союзник Эрдогана, премьер-министр Турции Бинали Йылдырым заявил, что в голосовании «виновато армянское расистское лобби», напоминает Взгляд.

Два иска против парламентариев готовят профсоюзы турецкой полиции, а третий – объединение турецких юристов. Правовой базой служит 301-я статья Уголовного кодекса Турции, согласно которой публичная дискредитация турецкой нации, Турецкой Республики, Великого национального собрания Турции, правительства Турецкой Республики и государственных органов юстиции карается лишением свободы на срок от шести месяцев до двух лет.

Это означает, что если турецкий суд признает этих депутатов бундестага виновными, то по приезде в Турцию они могут быть арестованы и посажены в тюрьму.

Немецкий политолог, сотрудник берлинского Фонда Науманна Александр Тамм встретил известия о намерениях Эрдогана со смехом. В беседе с газетой Тамм заявил, что в немецком народе существует консенсус относительно решения, принятого бундестагом.

«Немцы поддерживают свое правительство и решение, принятое в отношении признания "геноцида армян". И это очень большая поддержка: почти все согласны с этим решением. Турции просто-напросто не остается ничего другого, как пугать какими-то непонятными и незаконными мерами. Немецкие депутаты не будут больше ездить в Турцию, кто от этого потеряет больше? Что еще Эрдоган может предпринять против немецких депутатов и чиновников? Думаю, ничего», – отметил Тамм. 

Научный сотрудник отдела европейских политических исследований ИМЭМО Федор Басов отметил в беседе с газетой Взгляд, что Турция по большому счету ничего не может предпринять против Германии и немецких депутатов и чиновников. 

«Единственное, что может прийти в голову Эрдогану, – это принятие персональных санкций. Можно запретить въезд в Турцию немецким чиновникам и депутатам. Помимо этого, турки могут организовать арест имущества немецких политиков в Турции, если такое, конечно, имеется. Также могут применяться аресты немецких депутатов турецкого происхождения при въезде в Турцию. Однако для подавляющего числа немецких депутатов эти меры не имеют никакого значения», – уверен эксперт. 

Собеседник отмечает, что в целом Германия проигнорирует меры, которые собирается принять Эрдоган. «Вряд ли Германия будет принимать зеркальные меры. Это не в немецкой политической традиции. У немцев крайне плохое мнение об Эрдогане и современной политике Турции. Они все для себя давно решили, их отношение к нему не изменится. Думаю, сотрудничество между Берлином и Анкарой снизится до минимального уровня», – полагает политолог.

Эксперт подчеркивает, что политиками обеих стран уже принято решение отдаляться друг от друга. «Турция уже не идет в Европу. Попытки Анкары стать членом Европейского союза закончились. Германия только рада этому», – подытожил Федор Басов.