Степень зависимости Еревана от Москвы слишком велика

Армения рассматривается Россией как «форпост» на границе с Турцией. И согласия Армении на эту роль уже никто и не спрашивает.

Как передает AZE.az, ереванский, да и не только ереванский, политический "бомонд" продолжает обсуждать визит в Москву президента Армении Сержа Саргсяна, пишет echo.az. В официальных сообщениях о встречах ереванских гостей с российскими официальными лицами – много слов о "сотрудничестве", "союзнических отношениях" и т.д. Главы МИД России и Армении подписали программу консультаций между внешнеполитическими ведомствами двух стран.

Заместитель министра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян радостно возвестил: на переговорах может быть решен вопрос о снижении тарифов на газ для Армении. По его словам, посредством смены протокола о внесении изменений в газовое соглашение с Россией Республика Армения зафиксировала тариф на поставляемый в страну газ в размере 165 долларов на краткосрочный период, чтобы переговоры велись вокруг более льготных условий. "Цена на газ сохраняется, чтобы переговоры проводились относительно более льготных условий", – сказал он. Справедливости ради, это заявление Шаварша Кочаряна далеко не у всех в Армении вызвало бурную радость. Ереванская "Лрагир" предполагает: "Судя по всему, Россия, получив письмо Овика Абрамяна с просьбой снизить цены, решила поступить присущим ей образом – Москва заявила, что поднимет цены на прежние 189 долларов. После этого Армения вынуждена была начать переговоры, чтобы хотя бы оставить цены на нынешнем уровне".

Газета не исключила, что "Москва честно пыталась снизить цены – но за счет Грузии", однако, "Газпром и Грузия договорились оставить цену за транзит на том же уровне, Иран пока не собирается поставлять газ в регион, а это значит, что Россия остается монополистом и должна понизить цены на газ либо за свой счет, либо за счет Армении".

По мнению газеты, "до сих пор эти вопросы решались за счет населения Армении, которое платит почти 400 долларов Газпрому за 1000 кубометров. Это колоссальная цифра на фоне мирового тренда снижения цен на энергоносители. Более того, население Армении платит и разницу в курсе валют, потому что цены в договоре зафиксированы в долларах, Россия упорно отказывается от сделки в собственных рублях, а армянских драм становится все дешевле. Правительство Армении приняло непонятное постановление, которым российской стороне переводятся дополнительные средства – якобы, для покрытия разницы в курсе.

Но, в целом, получается, что правительство Армении делает все, чтобы за счет доходов собственного населения обеспечивать Газпрому сверхприбыли. Так что, не исключается, что, вернувшись из Москвы, Серж Саркисян попросит население Армении поблагодарить Путина за то, что он согласился не повышать цены на газ для Армении". Впрочем, несмотря на то, что Армения сегодня выживает главным образом за счет финансово-экономической помощи России, где цена на газ – лишь один из вопросов, "геополитический выбор" Еревана в пользу Москвы с самого начала диктовался главным образом "военно-силовыми" соображениями.

В СМИ, однако, не попало громких заявлений российских официальных лиц по Карабаху в ходе визита Саргсяна. Этот "информационный вакуум" в меру способностей и заполняют ереванские эксперты. В частности, политолог Грант Мелик-Шахназарян заявил на своей пресс-конференции в Ереване, что приоритеты Армении и России в вопросе карабахского конфликта созвучны, обе стороны заинтересованы в обеспечении мира в регионе. "В настоящее время проходит период закулисных работ, четкого и открытого переговорного процесса не ведется, однако проводится подготовительная, так сказать, домашняя работа, в ходе которой каждая из сторон карабахского конфликта и в свою очередь посредники пытаются добиться ситуативных изменений в случае возможной новой фазы переговоров", – глубокомысленно изрекал эксперт.

При этом Г.Мелик-Шахназарян добавил: "В настоящее время с одной стороны Россия пытается усилить свое влияние на стороны конфликта посредством продажи оружия, а с другой – пытается активизировать свою политику на Южном Кавказе путем развития различных форматов экономического сотрудничества".

Заявление, мягко говоря, странное. Во-первых, Армения менее всего заинтересована в установлении мира в регионе – иначе она сделала бы к установлению этого самого мира ожидаемые и давно назревшие шаги, и, прежде всего, вывела бы войска с чужих оккупированных земель.

Во-вторых, действия России в регионе тоже мало напоминают стремление достичь прочного мира – иначе Москва не накачивала бы оружием страну-агрессор в лице Армении, причем на деньги собственных налогоплательщиков, а использовала бы все свое огромное влияние на Ереван, чтобы подтолкнуть Армению к тем самым давно назревшим политическим компромиссам, без которых вряд ли можно говорить об урегулировании конфликта.

Однако куда важнее другое. Даже в тех заявлениях Саргсяна и Путина, которые попали в прессу, большое внимание уделялось не Карабаху, а Сирии. Серж Саргсян на встрече с Путиным отметил: "Являясь председателем в ОДКБ, мы уделяем большое внимание реализации тех решений, которые мы приняли на сентябрьских и декабрьских сессиях ОДКБ. Нас, конечно, беспокоит ситуация в сопредельных с зоной ответственности ОДКБ регионах.

И как во время декабрьской сессии и в других моих выступлениях, еще раз громогласно заявляю, что мы твердо поддерживаем позицию России по сирийскому вопросу. И конечно, мы приветствуем ту договоренность, которую вы достигли с Соединенными Штатами о прекращении боевых действий; это может стать ключом к политическому решению этого вопроса".

В свою очередь, Владимир Путин, в числе прочего, подчеркнул: "Вы в этом году возглавляете ОДКБ, и очень рассчитываю, что удастся поговорить с Вами как с председателем этой международной организации, потому что именно она отвечает за вопросы безопасности, за борьбу с терроризмом, с организованной преступностью, за то, чтобы на наших границах было все спокойно".

Формулировки весьма расплывчатые, и фраза насчет "ситуации в сопредельных с зоной ответственности ОДКБ регионах", как и пожелание, "чтобы на наших границах все было спокойно", можно отнести и к нагорно-карабахскому конфликту, и к Афганистану, но точно так же эти формулировки относятся и к Сирии. Причем именно в "сирийском" контексте Москва сегодня рассматривает и напряженность в отношениях с Турцией – неважно, что Сирия здесь используется исключительно как повод и не более того.

А тот факт, что сам Серж Азатович на встрече с Путиным заговорил о Сирии, не оставляет сомнений: этот вопрос на переговорах занял важное место. И если с Федерикой Могерини в Ереване еще могли обсуждать в "сирийском ключе" обустройство беженцев, то Россия на подобные "детали" не разменивается. Проще говоря, в ходе переговоров Сержу Саргсяну напомнили о том, что его страна рассматривается Россией как "форпост" на границе с Турцией. И согласия Армении на эту роль уже никто и не спрашивает.

Однако вся ирония ситуации в том, что за день до визита Сержа Саргсяна в Москву глава МИД Армении Эдвард Налбандян и ее министр обороны Сейран Оганян отправились в Брюссель. Где вели переговоры в штаб-квартире НАТО, где прошло заседание Североатлантического совета в формате "28 + 1". Это стандартная процедура для всех стран, входящих в программу "Партнерства ради мира".

Конечно, тот факт, что переговоры в Брюсселе состоялись как раз накануне визита Саргсяна в Москву, слишком уж напоминает попытку Армении возродить старую игру в дипломатический торг и отправить Москве этакий мессадж, что в Ереване, не получив от своего "исторического союзника" ожидаемой поддержки, могут передумать и искать заступников на Западе. Только вот в Москве слишком хорошо знают: степень зависимости Еревана от Москвы слишком велика. Армении не до геополитических "рывков".

И самое неприятное, что как раз накануне визита Налбандяна и Оганяна в Брюссель, а Саргсяна – в Москву увидела свет статья аналитика специализированной военной газеты "Военно-промышленный курьер" Александра Храмчихина под названием "Форпост с вопросами". Где не только в деталях раскрывался военный потенциал Армении, включая ее силы, расквартированные на оккупированных землях Азербайджана, но и высказывался весьма "неуютный" для Еревана прогноз: в случае военного конфликта России и Турции Еревану даже теоретически не удастся "отсидеться" и придется выступать на стороне России. А вот расклад сил в регионе таков, что Армения неминуемо будет разгромлена и как минимум распрощается с Карабахом.

В Армении, конечно, обвинили Храмчихина в "неуважительном отношении", "неэтичном поведении" и т.д. Tert.am обратился за разъяснениями к руководителю Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа, эксперту Анатолию Цыганку. Он честно старался пролить бальзам на раны своей аудитории. "Думаю, что господин Храмчихин действительно нарушил некоторые негласные соглашения между Россией и Арменией. В любом случае, публиковать в прессе данные не для профессиональной аудитории, а для рядового читателя о положении "ВС НКР" (здесь и далее кавычки наши. – Ред.), по моему мнению, некорректно.

В этом вопросе я полностью согласен с армянскими экспертами. Дело в том, что я и сам хорошо проинформирован об армянской армии, занимаясь более 15 лет Кавказом, я хорошо знаю, где находятся армейские корпуса, но я, по крайней мере, никогда бы не опубликовал подобные данные в открытой прессе.

Думаю, что тем самым он просто наплевал на отношения с Арменией". Правда, через минуту он вынужден был признать: "Думаю, что Александр Храмчихин воспользовался данными Международного научно-исследовательского института мира в Стокгольме (SIPRI), в которых есть ежегодные данные относительно всех стран. Видимо, Храмчихин, хорошо владея английским, опубликовал то, что касается Нагорного Карабаха и Армении. И я считаю, что у министерства обороны Армении есть возможность выяснить это. В любом случае, повторяюсь, это уже было обнародовано".

То есть никакого раскрытия военных секретов не было. А вот вопрос, что будет с Арменией, случись реальный конфликт России и Турции, Tert.am своему эксперту просто не задал. Зато, не дожидаясь прямых вопросов, комментирует ситуацию "Лрагир".

По словам газеты, из официальной информации о встречах Налбандяна и Оганяна в Брюсселе "сложно узнать, обсуждался ли на заседании вопрос вероятного вовлечения Армении в обострение отношений между Турцией и Россией. Турция – член НАТО, и Альянс не может игнорировать вероятность военной провокации против своего члена, тем более, с территории дружественной Армении".

Напоминает "Лрагир" и о другом: "Армянские официальные лица ни разу не высказались по поводу того, как поведет себя Армения в случае военного конфликта между Россией и Турцией. Даже в интервью «Коммерсанту» (имеется в виду интервью главы МИД Армении Эдварда Налбандяна. – Ред.) журналист не счел нужным задать такой вопрос, видимо, чтобы не ставить армянского министра в неловкое положение.

Однако, на экспертном уровне Москва осуществляет настоящий троллинг Армении, вбрасывая тезисы о неизбежности столкновения и вовлечения Армении. И это не может пройти незамеченным в НАТО и в армянском обществе".

К сказанному остается только добавить, что речь идет не только о "троллинге на экспертном уровне", а о реальной политической ситуации в регионе, где Армении отводится роль "форпоста России" на границе с Турцией. И какой в этом случае смысл в переговорах, которые вели Оганян и Налбандян в НАТО, вопрос риторический.