Каспий до сих пор представляет собой клубок неурегулированных противоречивых интересов. Как сообщает собкор Bakililar.AZ, об этом еще раз напоминает заявление президента НК «КазМунайГаз» Узакбая Карабалина
По его словам, танкерный флот Казахстана испытывает большие трудности из-за дискриминационной тарифной политики в портах других государств.
По словам Карабалина, к примеру, танкер «Актау», принадлежащий «Казмортрансфлоту» (судоходная компания на 50% принадлежит «КазМунайГазу», другие 50% принадлежат Министерству транспорта и коммуникаций Казахстана), заходя в порт Баку, платит 36 тысяч долларов портовых сборов, тогда как аналогичное судно Азербайджанского морского пароходства – танкер «Гейдар Алиев», при заходе в порт платит всего 5,5 тысяч долларов.
Аналогично обстоит дело при заходе судов в российские и иранские порты.
Между тем, в казахстанских портах на Каспии для всех действуют одинаковые тарифы портовых сборов. Танкер, как под казахстанским, так и под азербайджанским и другими флагами, будет платить одинаково – 12,5 тысяч долларов.
Разумеется, что это не нравится руководству «КазМунайГаза». Реализация масштабного проекта морских перевозок нефти по Каспию оказалась в зависимости от тарифной политики портовых сборов, которая снижает конкурентноспособность казахстанского флота, и дает сильные преимущества азербайджанскому танкерному флоту.
Разница в 6,5 раз между сборами с казахстанских и азербайджанских судов в порту Баку беспокоит больше всего, потому что именно на этом направлении будут осуществляться наиболее интенсивные морские перевозки.
«Таким образом, существуют заведомо неравные условия для эффективной эксплуатации отечественного флота, занятого транспортировкой казахстанской нефти. Подобный режим не способствует росту числа отечественных судов и одновременно создает благоприятные условия для иностранных судоходных компаний», – подчеркнул Карабалин.
«Казмортрансфлот» вполне может проиграть конкуренцию более мощным судоходным компаниям.
Например, Азербайджанское Каспийское морское пароходство «КасПар» обладает флотом в 65 судов, из которых 34 – танкеры, средним дедвейтом 4700 тонн. В 2004 году компания ввела в строй танкер «Гейдар Алиев», дедвейтом 13 тысяч тонн, предназначенным для перевозок казахстанской нефти.
Россия до 2005 года также могла составить серьезную конкуренцию, пока существовало ОАО «Северо-Каспийское морское пароходство». Но в середине 2005 года компания стала банкротом и ее имущество и флот были распроданы по частям. Потому на сегодняшний день азербайджанская компания является самым мощным конкурентом казахстанским перевозчикам.
В принципе, даже просто по количеству судов Азербайджанское Каспийское морское пароходство может стать монополистом в перевозке казахстанской нефти на Каспии, тем более, что руководство этой компании целенаправленно к этому стремится и строит крупные танкеры. Ну а льготы на портовые сборы в азербайджанских портах для судов этой компании вообще дают сильные преференции.
«Казмортрансфлот» долгое время вообще не мог конкурировать за неимением собственных крупных танкеров. Для решения этой проблемы и специально для организации морских перевозок нефти на Каспии, «Казмортрансфлот» в 2004 году заказал в России, на ЦКБ «Вымпел» (Выборг) постройку трех танкеров: «Актау», «Астана» и «Алматы» дедвейтом 12 тысяч тонн. Последний танкер из этой серии сдан в эксплуатацию 10 августа 2006 года.
Если в морских перевозках на Каспии «Казмортрансфлот» окажется потесненным судоходными компаниями других прикаспийских стран, то есть большая вероятность в том, что инвестиции в постройку новых судов не будут возвращены в срок.
На эту программу в Казахстане возлагаются большие надежды. Это – вторая попытка сделать Казахстан морской державой. Первая провалилась в середине 90-х годов, когда была сделана попытка создать океанский флот под казахстанским флагом. Провал попытки на Каспии может стать очень сильным ударом по развитию казахстанского флота, каспийских портов и экономики западных районов Казахстана.
Поэтому «Казмортрансфлот», при поддержке «КазМунайГаза», настойчиво требовал в Агентстве Казахстана по регулированию естественных монополий государственной поддержки собственного флота и установления понижающих коэффициентов для судов под казахстанским флагом в казахстанских же портах. Это вполне естественная реакция компании, оказавшейся в сложных условиях. Однако, скорее всего, такой шаг сделан не будет.
Пока «Казмортрансфлот» не в состоянии обеспечить перевозки всего объема грузов, идущих через каспийские порты, Казахстан будет заинтересован в привлечении флотов других прикаспийских государств и, как следствие, в установлении для них низких портовых сборов.
Если посмотреть на проблему шире, то становится понятно, что проблема имеет более одного решения. Совсем не обязательно идти на рискованные шаги по введению протекционистских тарифов. Вопрос о тарифах портовых сборов может быть решен на уровне межгосударственного соглашения между Казахстаном и Азербайджаном, в рамках реализации проекта по транспортировке нефти.
Обе страны заинтересованы в постоянных и стабильных перевозках нефти, и это может стать основной для соглашения. Это соглашение может установить определенные портовые сборы или коэффициенты в тех портах, через которые переваливается нефть в нефтепровод «Баку – Джейхан», для азербайджанских и казахстанских танкеров.
Возможны и другие варианты, вроде установления квот на перевозку нефти казахстанскими и азербайджанскими танкерами. Разработка таких вариантов и определение эффективности – это дело специалистов.
Во всяком случае, тарифы портовых сборов – это совершенно определенно не предмет для спора и ссоры между Казахстаном и Азербайджаном. Этот вопрос можно решить переговорами, на взаимовыгодных условиях.
Скорее всего, попытка решить проблему «в лоб» не принесет существенного успеха. Даже если в казахстанских портах и будут установлены льготы для судов «Казмортрансфлота», все равно, проблемы дискриминации в других портах это не решит, как и не устранит преимуществ азербайджанского пароходства.
Азербайджанский бюджет не может получать крупных прибылей от излишних тарифов за портовые заходы казахских судов, ввиду ограниченности таковых в течении года. Однако, компромисс и добрая воля в таких вопросах могут стать хорошей вехой для сотрудничества в энергетической сфере, которая сулит миллиарды обоим странам.
Как сообщал Bakililar.AZ ранее, в конце лета – начале осени запланирован официальный визит президента Азербайджана Ильхама Алиева в Казахстан. Этот визит может стать основопологающим для дальнейщих взаимоотношений между двумя тюркскими прикаспийскими нациями с богатыми нефтегазовыми запасами.