Теймур Атаев: «бакинец» – это состояние души

Известный азербайджанский политолог делится впечатлениями о своем любимом городе.

Как передает AZE.az, гостем рубрики "Мой Баку" на echo.az стал политолог Теймур Атаев:

«Наверное, "истинные" бакинцы – это жители Баку, впитавшие в себя особую бакинскую атмосферу середины ХХ в. и первых десятилетий его второй половины. Т. е. "бакинец" – это состояние души.

В понимании основной массы бакинцев город "начинался" со здания Баксовета, напротив которого, в 134-й школе, я проучился добрых 10 лет. Именно отсюда мы с друзьями начинали прогуливаться по Баку. Далее путь пролегал "сквозь" Торговую, невидимыми нитями связывавшую всех бакинцев. Здесь незримо присутствовал определенный этикет поведения, некая единая ментальность. Этот же "Торговый" состав затем встречался на спектаклях в Русской драме или во имени Дворце Ленина (ныне – Гейдара Алиева), во время джаз-фестиваля.

Вообще к джазу у бакинцев было особое отношение. Естественно, первый навсегда – это Вагиф Мустафа-заде, соединивший в музыке восток и запад. Кроме того, бакинцы постоянно обменивались джазовыми пластинками, приобщаясь к мировому джазу. Но Баку никогда не стал бы ТЕМ Баку без музыки Тофика Кулиева и Рауфа Гаджиева. Фильмы того периода, например, "Последняя ночь детства" и "День прошел" (реж. – Ариф Бабаев), свидетельство неординарности азербайджанского кинематографа тех лет, с собственным почерком.

А параллельно Баку радовал жителей гастролями знаменитых московских театров. Что касается концертов во Дворце имени Ленина, наиболее запомнившиеся – это выступления Аллы Пугачевой, французского трио "Три менестреля" и, конечно, Би-Би Кинга. Культурная жизнь города была довольно насыщенной. Сюда также можно включить знакомство с мировой, советской и азербайджанской литературой. Бакинцы вникали в А.Камю, Х. Кортасара, поглощали "Закон вечности" Н. Думбадзе, "Шестой этаж пятиэтажного дома" Анара и многое другое.

Сейчас как-то модно обращать внимание исключительно на "серость" ТОЙ жизни. Безусловно, проблемы были, но имела место социальная защищенность, уверенность в завтрашнем дне. Льготы повсеместные. Для студентов, например, предусматривалась значительная скидка на самолет в зимние каникулы. Поэтому тур (используя нынешнюю терминологию) в комплекс "Измайлово" (Москва), с трехразовым питанием, обходился в копейки. Да и жизнь была как-то дружнее, что ли, веселее.

В школьное время мы только искали повод, чтобы собраться. Причем не только на Новый год или 8 марта; даже День Конституции становился причиной сбора у кого-то дома. Сейчас, вспоминая те дни, удивляемся, как вообще удавалось умещаться в одной комнате по 20-30 человек, не чувствуя ни малейшей тесноты, да еще с непрекращающимися танцами? К студенческому же времени подошел этап дискотек.

Баку того времени интересен и в аспекте знакомств. У бакинцев был некий этикет, что ли, знакомств, какие-то негласные правила. Все происходило ненавязчиво, тонко. И можно было в очень культурно-доступной форме получить как от ворот-поворот, так и "да", но вскользь, что ли, в полутонах. Безусловно, отдельной строкой во время выхода в город шли посещения кафе. У каждого были любимые места. Одним из доступных являлось место (подвальное) возле к/т "Низами". Там давали вкуснейший джыз-быз. А вот "Венеция", что на бульваре, славилась кутабами с мясом. На противоположном конце бульвара, в "Гилаваре", можно было заказать самые котируемые в Баку табака.

"Черный Январь" 1990 г., сопровождающий всех его переживших вплоть до сего дня, в буквальном смысле сломал жизнь целого поколения. Выстрелы советской армии наносились как по национально-освободительному движению, так и по духу Баку. Да, Баку оправился, подтянулся, став к сегодняшнему дню одним из значимых мировых геополитических центров. Но ТОГО Баку нет, да и вряд ли он воссоздастся. Дело тут даже не в исчезновении в течение пару-троек лет зданий, некогда олицетворявших Баку, в частности "Старого Интуриста".

Исчез ТОТ менталитет. Да и мировоззрение новых жителей города сейчас иное. Хотя, по большому счету, это не удивительно. Мы жили при одной системе, сегодня на дворе капитализм, со своими плюсами и минусами. Посему в ходу совершенно иные правила общежития и отношения друг к другу, а понятие элитность приняло звучание, ранее не вкладывающееся в него. Трудно представить, чтобы молодежь с голым торсом могла свободно находиться на трибунах во время футбольных матчей ТОГО времени.

Невозможно осознать, чтобы при споре из-за места на парковке юноша ТОГО времени мог поднять руку на человека, старше него в 2 раза. И точно так, вряд ли кто мог ТОГДА столкнуться с безапеляционным оскорблением девушки, отказавшейся принять предложение о знакомстве на улице. Да много чего сегодня стало возможным из невозможного ТОГДА.

Конечно, Баку величав в наши дни. "Черный" город становится "Белым". Путь от аэропорта до центра – колоссален с точки зрения радования глаза. Но вот исчезло понятие "двора", объединявшего девчонок и мальчишек с совместной игрой в "семь стеклышек" или "круговую лапту". Да, Фэйсбук объединяет не менее, но живое общение уступило место виртуальному.

В городе огромное количество мест отдыха и ресторанов на любой вкус; повсеместно выросли салоны красоты и супермаркеты; рядом – бренды, бренды, бренды (даже на "текюлянских" углах); куда ни взгляни – везде инанылмаз хярякятляр, мехташам шоулар и т. д. Но вот дух… Дух города… Он лишь в нас.

Кто-то может сказать – ностальгические нотки. Да нет. Совершенно. ТОТ наш Баку сохранится навсегда, передаваясь из поколения в поколения. Пусть не в тех масштабах, но со своей неповторимой внутренней культурой, интеллигентностью, интеллектом, тончайшим юмором – т. е. той аурой, что воспитала блестящее поколение истинных бакинцев».