В ходе инициированной Владимиром Путиным сочинской встречи трех президентов (лидеров России, Азербайджана и Армении) – Ильхам Алиев и Серж Саргсян декларировали готовность к мирному урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха, в последние две недели переживающего стадию нового обострения.
Как передает AZE.az, эксперты и политики рассуждают о путях урегулирования карабахского конфликта.
По какому сценарию будут развиваться события? Какие факторы определят это развитие? «Самое мощное влияние на обе стороны – у России, – сказал в интервью Русской службе «Голоса Америки» ведущий специалист по вопросам Кавказа вашингтонского Фонда Карнеги Томас де Ваал. – Можно надеяться, что после встречи уровень насилия снизится, но вряд ли это приведет к долгосрочному мирному урегулированию; позиции сторон слишком далеки друг от друга».
По мнению эксперта, последние столкновения в зоне конфликта – самые драматические после 1994 года, когда – после шести лет войны – Азербайджан и Армения подписали соглашение о прекращении огня…
Томас де Ваал подчеркивает: «Очень трудно найти достоверные цифры потерь в зоне конфликта». «Однако, – продолжает он, – ясно, что в течение последних десяти дней погибли, как минимум, 30 военнослужащих. А это уже больше, чем за весь прошлый год… Обострение на линии фронта началось не сегодня: оно наблюдается последние 2-3 месяца. В последние десять дней наблюдался особенный всплеск насилия на линии фронта».
Тем не менее, по мнению Томаса де Ваала, говорить о полномасштабном развитии конфликта в данной ситуации было бы преувеличением.
«Я думаю, – продолжает аналитик, – что каждая сторона просто хочет доказать противнику свою силу; доказать, что она может воевать. Но существуют объективные причины, в силу которых Азербайджан не пойдет на войну – это для него слишком рискованно. Азербайджан за эти годы построил новую страну, богатое государство за счет нефти и газа, которое может исчезнуть, если будет конфликт. Поэтому я не ожидаю нового полномасштабного конфликта. Но, к сожалению, и мир в данный момент невозможен».
В чем же причины нынешнего обострения? «Я думаю, – отвечает Томас де Ваал, – что здесь существует связь с событиями в Украине: мир не обращает внимания на Карабах, а конфликтующие стороны чувствуют, что мирный процесс исчерпан, и потому идут на все более провокационные действия на линии фронта».