Трансграничное сотрудничество ЕС должно быть направлено на карабахское урегулирование

Известный азербайджанский политолог считает, что крах «Восточного партнерства» произошел не сейчас, а еще 2 года назад в Вильнюсе.

Как сообщает AZE.az, Рижский саммит ЕС завершился. По мнению международных СМИ, он потерпел крах. На самом деле, этот процесс начался еще два года назад в преддверии саммита в Вильнюсе. Результаты этого провала проявились в раздроблении Украины. То, что не было подписано единого документа по программе "Восточного партнерства", также является одним из результатов этого краха. Об этом сказал в понедельник Trend директор Центра политических инноваций и технологий, политолог Мубариз Ахмедоглу.

По его словам, Рижский саммит ЕС сквозь призму Азербайджана запомнился двумя моментами. «Во-первых, ЕС принял на рассмотрение соглашение о стратегическом партнерстве с Азербайджаном, подтвердив тем самым, что к Азербайджану будет индивидуальное отношение. Последовательная поддержка независимого политического курса Азербайджана показала реальный результат. Индивидуальное отношение ЕС к членам "Восточного партнерства" также исходит из слабости ЕС. Этот вариант, можно сказать, был безальтернативным.

Три участника программы ЕС "Восточное партнерство" вместе с политическими структурами, правительством и народом давно готовы к интеграции в ЕС. А ЕС не смог даже либерализовать визовый режим с Украиной и Грузией. С этой точки зрения, избрание ЕС индивидуального отношения к Азербайджану можно считать шагом, исходящим из неизбежности. С другой стороны, это также отвечает интересам Азербайджана. Во-вторых, это важность поддержки принципа территориальной целостности», – сказал политолог.

Ахмедоглу отметил, что ЕС в преддверии Рижского саммита смог создать определенную активность в вопросе нагорно-карабахского урегулирования. Прежние саммиты ЕС не демонстрировали особо серьезного отношения к нагорно-карабахскому урегулированию. «Потому что одной из главных причин активности Армении в ЕС было запутать Запад, в частности ЕС в отношении к карабахскому конфликту. Однако в преддверии Рижского саммита в вопросе нагорно-карабахского урегулирования наблюдалась активность в трех направлениях. Во-первых, на встрече «Вышеградской четверки» с членами программы "Восточное партнерство" была высказана поддержка территориальной целостности и государственному суверенитету стран-участниц "Восточного партнерства". Во-вторых, еврокомиссар Йоханнес Хан на встрече с послом Армении в ЕС Татулом Маргаряном заявил, что будущее сотрудничество ЕС с Арменией будет построено на вопросах региональной безопасности: ЕС будет помогать Армении, служащей региональной безопасности. В-третьих, Йоханнес Хан озвучил предложение о трансграничном сотрудничестве», – сказал политолог.

По его словам, еврокомиссар Йоханнес Хан показал в качестве примера положительного воздействия на решение региональных конфликтов трансграничного сотрудничества на Балканах. «Никто не исключает того, что приграничное сотрудничество будет плодотворным в вопросе, связанном с армяно-азербайджанским нагорно-карабахским конфликтом.

Однако дело в том, что между трансграничным сотрудничеством Армении и Азербайджана и трансграничным сотрудничеством балканских стран есть коренное различие: а) по обе стороны границ балканских государств проживает очень большое число этнических групп. Граница местами делит этнические общины на две части. Это никак нельзя отнести к армяно-азербайджанской границе; б) в связи с тем, что границы на Балканах расположены в центре Европы, они находятся в центре внимания и по ним имеется много информации. А армяно-азербайджанская граница не привлекала достаточного внимания Запада. И информация о ней на минимальном уровне», – сказал политолог.

Директор Центра отметил, что для реализации предложения еврокомиссара Йоханнеса Хана необходимо учесть несколько моментов: «I. Экономическое сотрудничество Армении с Азербайджаном на фоне карабахского конфликта имеет конкретное политическое содержание.

а) главной целью экономического сотрудничества Армении с Азербайджаном является легитимизация оккупации азербайджанских земель. Все предложения Армении служат именно этому;

б) еще одна цель экономического сотрудничества Армении с Азербайджаном – укрепиться и добиться тем самым длительной оккупации азербайджанских земель;

в) отношение Армении к предложениям, выдвигаемым в карабахском урегулировании, является избирательным.

Армении интересны только те предложения, которые служат отделению Нагорного Карабаха от Азербайджана. Говорящий о демократии президент Армении Серж Саргсян предложил аудитории, называющей себя демократической, не обсуждать выдвигаемые Азербайджаном предложения. Европейская элита этой аудитории не была проинформирована о том, какие предложения выдвигал Азербайджан. В этом случае, если предложение Саргсяна этой аудитории ошибка, то молчание этой аудитории может считаться большим недостатком.

II. Предложение Армении по экономическому сотрудничеству с Азербайджаном имеет предысторию: а) во время строительства нефтепровода Баку-Джейхан американские конгрессмены предложили, чтобы этот нефтепровод проходил через территорию не Грузии, а Армении. В то время Азербайджан принял это предложение и заявил, что реализация этого предложения требует урегулирования карабахского конфликта. Армяне отказались от этого. Дальновидность общенационального лидера Азербайджана Гейдара Алиева налицо: если сегодня Армения угрожает взорвать нефте- и газопровод, проходящий по территории Грузии, значит Армения могла бы пять раз в день взрывать трубопроводы, проходящие по своей территории. Чтобы взрывать нефте- и газопроводы, проходящие по Грузии и приграничным с Арменией азербайджанским территориям, Армения при посредничестве ЕС закупила у Молдовы предназначенные именно для этого ракеты на пять миллионов долларов.

В этом процессе территория Украины и Грузии была использована в качестве транзита. В документировании приняли участие литовские компании. Роль в этом сыграла и Румыния. Как видно, все эти страны являются членами ЕС. Если бы соединяющие Азербайджан и Турцию нефте- и газопроводы проходили по территории Армении без урегулирования карабахского конфликта, это могло бы создать большую опасность для энергетической безопасности Европы. Это дало бы дополнительный рычаг силам, заинтересованным в разрушении энергетической безопасности Европы;

б) 2-3 года назад Азербайджан предлагал Армении продавать дешевый газ после определенного периода. Когда руководство SOCAR предлагало это, Армения вела газовые переговоры с Россией. Москва рассчитывала использовать фактор цен как средство давления на Ереван. Известно, что по предложению США Азербайджан продает газ Грузии по запредельно низкой цене -100 долларов за тысячу кубометров. Страна могла бы поставлять газ по той же цене и в Армению. Но Ереван на это не согласился, приняв условия, ведущие к российскому диктату. Почему-то ЕС и США не обратили тогда внимания на это предложение Азербайджана;

в) другой характерный момент имел место, когда SOCAR начала предоставлять газ бесплатно грузинским религиозным объектам, независимо от их религиозной принадлежности. SOCAR делала это по просьбе Католикоса-Патриарха Грузии Ильи II. Армянская сторона тогда выступила против. Дело дошло до того, что глава грузинской епархии Армянской апостольской церкви, гражданин Грузии В.Мирзаханян был вызван в Нагорный Карабах, где ему был сделан выговор за согласие на получение бесплатного газа из Азербайджана;

г) Армения выразила свою обеспокоенность госсекретарю США Джону Керри по поводу того, что Азербайджан тратит много средств на вооружение. Азербайджан действительно тратит на вооружение армии большие средства – для урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Если карабахский конфликт будет решен невоенным путем, то естественно, что Азербайджан потратит выделяемые на вооружение средства на другие цели. Именно с учетом этой точки зрения Керри предложил главе МИД Азербайджана Эльмару Мамедъярову не выделять деньги на вооружение, а тратить их на благо народов региона, в том числе армян.

Азербайджан на это согласился – но только при условии урегулирования карабахского конфликта. Как только Керри передал главе МИД Армении Эдварду Налбандяну согласие Азербайджана по этому вопросу, Ереван сразу же отказался от собственной инициативы. Армения снова отказалась от экономического сотрудничества с Азербайджаном. Именно такое отношение Армении к экономическим предложениям, исходящим от Азербайджана, дает основания утверждать, что если ЕС выдвигает инициативу трансграничного сотрудничества, то должен крайне серьезно относиться к этой теме.

II. Суть трансграничного сотрудничества должна быть направлена непосредственно на урегулирование конфликта в Карабахе, а не на пустую риторику, введение в заблуждение и обман. Налаживание этого сотрудничества в Газахе или Нахчыване и других точках вдоль государственной границы между Азербайджаном и Арменией не окажет никакого влияния на урегулирование конфликта. Два народа слишком хорошо знают друг друга. Азербайджанцы и армяне жили в СССР. Национальная политика СССР была очень положительной. В тот период азербайджанцы и армяне проводили политику сближения; III. ЕС, создавая совместные группы из армян и азербайджанцев Нагорного Карабаха, может отправлять их в балканские страны и добиться того, чтобы они изучили опыт трансграничного сотрудничества. Это сотрудничество обязательно должно быть построено на диалоге азербайджанцев и армян Нагорного Карабаха. Изучение балканского опыта может быть полезным для налаживания будущей совместной жизни азербайджанской и армянской общин в самом Нагорном Карабахе.

Диалог между азербайджанской и армянской общинами Нагорного Карабаха может стать центром обсуждения и реализации экономического сотрудничества между Азербайджаном и Арменией, а также азербайджанских инвестиций в экономику Армению;

IV. необходимо создание дорожной карты трансграничного сотрудничества вдоль всей государственной границы между Азербайджаном и Арменией. В этом процессе особое место должно занимать участие азербайджанской и армянской общин Карабаха. В дорожной карте необходимо указать, что начальной точкой трансграничного сотрудничества станет побережье реки Араз;

V. Армения должна взять на себя обязательство, что это сотрудничество начнется вдоль реки Араз. Это к тому же станет демонстрацией того, что целью участия Армении в трансграничном сотрудничестве действительно является нагорно-карабахское урегулирование.

Около ста километров азербайджано-армянской границы в настоящее время оккупировано. Азербайджанцы изгнаны оттуда. Таким образом, влияние трансграничного сотрудничества на урегулирование конфликта будет очевидным. Очень большое значение трансграничного сотрудничества вдоль реки Араз для Европы связано с тем, что приаразские территории относятся не только к Азербайджану и Армении, но также к Турции и Ирану. Таким образом, в соответствии с интересами ЕС в будущем к трансграничному сотрудничеству здесь можно будет подключить Турцию или Иран. Необходимо учитывать, что в Иране также действует свободная экономическая зона "Араз".

Некоторые работы уже проводятся и можно надеяться на определенные перспективы. Все зависит от ЕС. Урегулированием нагорно-карабахского конфликта можно достичь серьезного поворота в деле обеспечения региональной стабильности. Азербайджан и Южный Кавказ – это Европа, и любая опасность, которая может возникнуть в этом регионе, за короткое время может проникнуть вглубь Европы», – сказал политолог.