В Туркмении после скоропостижной кончины лидера страны Сапармурата Ниязова объявлен траур, отменены новогодние торжества, войска приведены в повышенную боеготовность
Это означает начало большой геополитической игры вокруг страны, обладающей гигантскими запасами газа. Первый переворот в рамках борьбы за кресло президента фактически произошел накануне.
Противники режима Туркменбаши восприняли его смерть с ликованием. Живущие в изгнании оппозиционеры поспешили заявить, что готовы вернуться на родину в ближайшее время. “В соответствии с конституцией теперь в течение двух ближайших месяцев должны быть проведены президентские выборы, – сказал проживающий в Швеции лидер оппозиционной партии “Ватан”, экс-вице-премьер Худайберды Оразов. – Пока у нас есть основания полагать, что все будет в соответствии с конституцией. Мы вернемся и будем участвовать в выборах”.
Основная фаза схватки за президентское кресло еще впереди. На будущий вторник, 26 декабря, намечено внеочередное заседание высшего представительного органа власти Туркмении – народного совета, который уполномочен назначать дату президентских выборов. По туркменским законам нынешний и. о. президента Гурбангулы Бердымухаммедов не сможет принять в них участие. Впрочем, как отмечает “Время новостей”, “полагать, что те, кто сегодня собирается делить “наследство” Туркменбаши, станут ориентироваться в своих действиях на основной закон страны, было бы несколько наивно”.
Ниязова могли отравить
Сразу после кончины по Туркмении поползли слухи о том, что Ниязова отравили и что его кончина наступила несколькими днями раньше. Но поскольку истинную причину и дату его смерти установить сейчас никто не возьмется, то придется доверять официальному туркменскому коммюнике, констатирует “Время новостей”.
Прежде всего на мысль об отравлении наводит то, как стремительно развивались события после смерти Ниязова. В соответствии с туркменской конституцией если президент не может исполнять свои обязанности, то до избрания нового президентские полномочия переходят к председателю парламента. До вчерашнего дня этот пост занимал Овезгельды Атаев. СМИ даже успели сообщить, что именно он временно заступит на место Сапармурата Ниязова. Однако дальше события развивались стремительно. В считанные минуты генпрокуратура возбудила против него уголовное дело – со спикера даже не потрудились снять депутатскую неприкосновенность. Спустя пару часов он был взят под стражу. Большинство высших туркменских госчиновников узнали об этом на срочно созванном утром заседании совета безопасности Туркмении.
Исполняющим обязанности президента Совбез решил назначить вице-премьера, министра здравоохранения и медицинской промышленности Гурбангулы Бердымухаммедова. Ему же была доверена высокая честь возглавить комиссию по организации похорон Сапармурата Ниязова.
Столь резкая смена преемников Туркменбаши заставила туркменских оппозиционеров усомниться в том, что смерть господина Ниязова была вызвана естественными причинами. “Настораживает скорость, с которой туркменские чиновники нашли выход из сложившейся ситуации: молниеносно арестовали спикера, назначив и. о. президента вице-премьера”, – сказал “Коммерсанту” один из лидеров Республиканской партии Туркмении сын репрессированного экс-главы МИД Туркмении Бориса Шихмурадова Байрам.
Преемник может быть внебрачным сыном Туркменбаши
Борьба за власть в туркменской верхушке уже началась. И ее результаты сейчас предсказать трудно. В окружении Ниязова уже давно не осталось людей, которых можно было бы назвать его возможными преемниками.
Более того, если такие имена и появлялись, как, к примеру, многолетний соратник Ниязова, вице-премьер Реджеп Сапаров, замещавший иногда вождя на саммитах СНГ, то эти люди были обречены… Сапаров уже пару лет назад был арестован и приговорен к 20 годам тюрьмы.
Единственный человек, которому в течение последних лет удалось сохранить свое место рядом с Ниязовым, – начальник его охраны Акмурат Реджепов. Утверждают, что именно он стоял за громкими и скандальными разоблачениями руководителей силовых структур страны, получившими в результате многолетние тюремные сроки. Последним таким случаем стало свержение с туркменского олимпа еще недавно, казалось, всесильной Курбанбиби Атаджановой, генпрокурора республики. Она прославилась своими усилиями по разоблачению “заговора” с целью покушения на Ниязова, упрежденного туркменскими спецслужбами 25 ноября 2002 года.
Новое руководство Туркменистана уже показало, что подходит к конституции слишком буквально, подчеркивает Андрей Грозин из Института стран СНГ. Версия туркменской оппозиции о захвате власти “правдоподобна”, заявил “Ведомостям” Андрей Грозин из Института стран СНГ, ведь ранее имелась информация о близости Бердымухаммедова к Реджепову. Тесную связь между Реджеповым и Бердымухаммедовым подтвердил РИА “Новости” и другой оппозиционер – скрывающийся в Турции лидер Республиканской партии Туркмении Нурмухаммед Ханамов.
Другой кандидат в преемники – сам Бердымухаммедов. По слухам – не только бывший личный врач, но и внебрачный сын Туркменбаши. “О том, что Курбанкули Бердымухаммедов столь близкий родственник Туркменбаши, писали и оппозиционные туркменские сайты, и вполне легальная “Туркменская искра”, – напоминает МК. – Формальным подтверждением этого факта служит то, что при регулярных “чистках” правительства волна гнева Туркменбаши обходила Курбанкули стороной. Сердар мог шуметь на нерадивого министра, пеняя ему на то, что “твои медсестры не умеют даже уколы делать” (Бердымухаммедов помимо прочего – министр здравоохранения). Но никаких санкций это не влекло”.
Впрочем, есть и другая версия. “Коммерсант” со ссылкой на оппозиционеров утверждает, что этот бывший личный врач президента – человек безвольный и не имеющий никакого влияния. Именно слабохарактерность позволила ему дольше других занимать пост вице-премьера. Именно это породило слухи о том, что Бердымухаммедов – внебрачный сын Туркменбаши.