Корреспондент Илья Васюнин изучал сценарий художественной киноленты «Преступление и наказание Орхана Зейналова».
Васюнин: Появилась почти полная версия спецоперации. Полчаса выложено на Youtube. Задержание Орхана Зейналова, затем его доставка на Петровку, 38 и молчаливый диалог с первыми лицами силовых ведомств. Немногие оценили по достоинству эту ленту. Самое популярное слово в соцсетях – «показуха». Но многие активисты, которым приходилось быть задержанными, примерили события этой ленты на себя.
Такого еще действительно не бывало, когда каждый буквально шаг спецназовцев фиксируется на видеокамеру. Дальше – вот в той позе, в которой обычно водят задержанных в тюрьмах для пожизненно осужденных, Зейналова доставляют в кабинет Анатолия Якунина, как мы слышали из переговоров по рации. Здесь его встречает министр внутренних дел Владимир Колокольцев. Вот сейчас тот знаменитый момент, когда он смотрит в глаза задержанного. Затем министр благодарит спецназ за блестяще проведенную операцию. Затем руки пожимает Якунин, глава московской милиции. Затем представитель Следственного комитета. И короткое выступление для журналистов.
Владимир Колокольцев, министр внутренних дел: Кто бы не пытался обвинять власть в безграмотности в неумелых действиях, в любом случае был результат. Что касается тех событий, которые проходили в Бирюлево, следствие даст оценку, и я считаю, что и провокаторы, и активные участники не уйдут от ответственности.
Владимир Маркин, представителя Следственного комитета РФ: Сейчас он процессуально задержан по статье 91 Уголовно-процессуального кодекса. В зависимости от его показаний, будут проведены дальнейшие следственные действия.
Удивительно, Владимира Маркина мы привыкли видеть, как выступающего соло с комментариями по самым громким делам, а здесь он с московскими полицейскими. И на прощание еще одна мизансцена: вот силовики выходят из кабинета. Этот кадр тоже попадает в сеть интернет. Владимир Маркин сначала пытается пропустить полицейских, но потом они пропускают его вперед. Последним выходит Владимир Колокольцев, как бы показывая, кто в этой ситуации хозяин. Удивительно, что немногие восприняли с воодушевлением этот маленький фильм, фрагменты из которого демонстрировали почти все центральные каналы. Владимир Тор, представитель партии националистов, который сам неоднократно попадал в изолятор временного задержания, был задержан на акциях, говорит, что против такого жестокого обращения с задержанными. Тем более на камеру.
Владимир Тор, председатель Исполнительного комитета Национально-демократической партии: Непонятно, зачем публично избивать ногами человека, который уже закован в наручники, валяется на земле. В этом нет никакого смысла. Снимать это на камеру и демонстрировать на весь мир по телевидению, мягко говоря, неумное поведение для МВД. В русских национальных интересах – построение правовой системы в России, где бы торжествовал закон и порядок.
Сергей Бадамшин, адвокат, который участвует, в том числе и в «Болотном процессе», говорит, что, судя по всему, оперативниками действительно была проделана гигантская работа. За пять дней задержан человек в гигантском мегаполисе. Для этого потребовались огромные усилия. Эта запись фактически нивелирует все заслуги сотрудников полиции.
Сергей Бадамшин, адвокат: Либо эта запись очень сильно нужна, как компрометирующий материал на руководство ГУВД Москвы, то есть вместо наград люди за подобное задержание должны отвечать перед законом. Либо это настолько расслабившаяся система, что они считают, что этим действительно можно гордиться, можно выкладывать эти ролики в интернет. То, что мы видим, это основание для проведения проверки Следственным комитетом и привлечение к уголовной ответственности.
Будет ли такая проверка проведена, мы узнаем в самое ближайшее время. По крайней мере, завтра задержанный точно встретится со своим адвокатом. Ожидается, что Пресненский суд города Москвы будет рассматривать ходатайство Следственного комитета об аресте Орхана Зейналова.
В студии ДОЖДЯ – Нина Беляева, завкафедры публичной политики Высшей Школы Экономики, и Даниил Дондурей, член совета по правам человека при президенте России и главный редактор журнала «Искусство и кино».
Макеева: Как вам новая форма в политике – вот такие кинематографичные задержания?
Беляева: Жуть. С одной стороны, мы признаемся, что символическая политика важнее любой другой, но такие символы совершенно определенного характера. Сколько мы говорили об обнажении приема? Это, конечно, его край. Государство таким образом себя позиционирует и этим гордится – и это очень грустно. Но такого типа шоу должно демонстрировать мощь, а оно демонстрирует совсем другое – слабость. И, видимо, сценаристы этого не понимают, вот ведь ужас в чем. Они же гордятся этим. И не видят, насколько это смешно выглядит этими попытками своей псевдосилы.
Казнин: Даниил Борисович, а вы думаете, кто автор сценария этого кино?
Дондурей: Вы знаете, профессиональные стереотипы авторы сценария этого кино. Так делали при Хрущеве, когда он приходил в «Манеж», беседовал с художниками. Так сейчас. Вы помните, это знаменитое было, когда он рассказывал, кто они есть такие. И здесь тоже: на «Оскар» это же не будет выдвинуто, как вы понимаете. Но Васюнин молодец, он поступил как настоящий кремленолог, потому что, вы знаете, в Америке были специалисты, которые говорили: «Если Суслов вышел перед Кириленко, то это означает, что будут такие-то перемещения в правительстве, пятилетки поменяют на семилетки и так далее и тому подобное». Просто гений политической аналитики. Но вы знаете, со сценаристами всегда очень плохо, даже в Голливуде. Я говорил о том, что даже в российских сериалах, уж какие не Бог весть что, там даже авторов нет, и то запускают обычно 8-9 версию сценария. Не запускают первые. Постоянно переписывают. Переписывают, переписывают. Просто они потеряли какое-то чувство времени, кураж, понимание того, что у ящиков сидят уже другие люди, и это очень опасно и для самой власти. Тем более для всех нас.
Казнин: Но ведь это можно расценивать, как очень явный прямой сигнал.
Дондурей: Нет, почему? Они должны были продемонстрировать, что государство еще сильное.
Казнин: Вот так можно с такими людьми. Так можно с приезжими?
Дондурей: Никто не думал об этом человеке, нужно было успокоить миллионы людей. Никто не думал об этом человеке, нужно было сказать: вот эта мощь-прокурор пойдет первым.
Макеева: И если вы нас достанете, мы в любую точку мира отправим вертолет или самолет и привезем вас, и бросим под ноги министру внутренних дел.
Дондурей: И вы знаете, миллионы людей не возражают. Совсем.
Беляева: Смотрите, кого вспомните, что было после «Манежки». Ведь там тоже был целый ряд символичных жестов. Путин встречался с фанатами, отсюда началась его дружба с этими байкерами, демонстрация силы и так далее. Идея была, чтобы доказать, потрафить эти националистические настроения. Вы хотели «крови», «смерти», «разорвите убийцу»? Вот и прокололись. Тор что говорит? Говорит «безобразие».
Макеева: Тор вступается за Зейналова.
Беляева: Он вступается за законность.
Макеева: «Закон и порядок» – американский сериал он вспомнил.
Беляева: Мы ругали гадских националистов, их символ выступает более грамотным серьезным сторонником законности, чем сценаристы и власть. Вы понимаете, что в чем дело? Власть проваливается везде. И интересно посмотреть, кому это понравилось. Я бы хотела узнать как социальный исследователь, сколько человек купили этот message так, как хотели сценаристы. Наверное, какой-то процент есть, но ведь небольшой.
Дондурей: У нас измерения такие не проходят, к сожалению. Но мы можем посоветовать сценаристам включать ночные каналы российского телевидения. Там показывают замечательные американские сериалы.