Учиненная армянами кровавая Ходжалинская трагедия поразила иностранных журналистов.
Как передает AZE.az, Ходжалинская трагедия была запечатлена в хронике иностранных журналистов, которые пребывали в Нагорном Карабахе в поиске настоящей правды, пишет портал «Москва-Баку». Благодаря их информации в те холодные февральские дни 1992 года мир узнал о том, как был уничтожен город с населением пять тысяч человек. Вот о чем писали зарубежные журналисты в те дни, описывая бесчеловечность этих зверств:
Рори Патрикс, телекомпания Front line news, Великобритания:
– Злодеяние в Ходжалы ничем нельзя оправдать в глазах мировой общественности. Неподалеку от армянского села Нахичеваник, куда журналистов с трудом перебросили на вертолете, я видел десятки обезображенных трупов. Это были не защитники Ходжалы, а мирные жители этого азербайджанского города – расстрелянные убийцами в упор дети, женщины, старики, которые пытались пробиться в Агдам сквозь массированный огонь армянских вооруженных формирований.
Жан-Ив Юнет, журналист, Франция:
– Мы стали свидетелями ходжалинской трагедии, видели тела сотен погибших мирных людей – женщин, детей, стариков и защитников Ходжалы. Нам предоставили вертолет, мы снимали с высоты птичьего полета все, что видели вокруг Ходжалы. Однако армяне стали обстреливать наш вертолет и мы не смогли закончить съемки. Это страшная картина. Я много слышал о войнах, о жестокости немецких фашистов, но армяне превзошли их, убивая 5-6-летних детей, мирное население. Мы видели много раненых в больницах, в вагонах, даже в помещениях детских садов и школ.
Анатоль Левен, газета The Times, Великобритания:
– Когда мы подлетели к заснеженным холмам Нагорного Карабаха, мы увидели трупы, лежащие по всей местности. Совершенно очевидно, это были беженцы, расстрелянные во время бегства. В этот раз, как и во время предыдущих полетов в эту зону, азербайджанский оператор отснял на пленку тела нескольких сотен убитых, лежащих вдоль холмов. Затем мы поспешно вернулись на азербайджанскую сторону… Когда вернулись в Агдам, еще раз посмотрели тела убитых: это были два старика и маленькая девочка, вся в крови. Их тела были искривлены от холода и окоченения. Они были застрелены.
Юрий Романов, российский телерепортер, "Московский комсомолец":
– Я выглядываю в круглое окошко вертолета и буквально отшатываюсь от неправдоподобно страшной картины. На желтой траве предгорья, где в тени еще дотаивают серые лепешки снега, остатки зимних сугробов, лежат мертвые люди. Вся эта громадная площадь до близкого горизонта усеяна трупами женщин, стариков, старух, мальчиков и девочек всех возрастов, от грудного младенца до подростка… Глаз вырывает из месива тел две фигурки – бабушки и маленькой девочки. Бабушка, с седой непокрытой головой, лежит лицом вниз рядом с крошечной девочкой в голубой курточке с капюшоном. Ноги у них почему-то связаны колючей проволокой, а у бабушки связаны еще и руки. Обе застрелены в голову. Последним жестом маленькая, лет четырех, девочка протягивает руки к убитой бабушке. Ошеломленный, я даже не сразу вспоминаю о видеокамере.
Хелен Уомак, газета The Independent, Великобритания:
– Точное число жертв все еще неизвестно, но нет сомнений в том, что гражданское население азербайджанского села Ходжалы подверглось истреблению со стороны армянской армии в заснеженных горах Нагорного Карабаха. Вчера я видела 75 свежих могил на одном кладбище и четыре изувеченных трупа, показанных нам в мечети, когда мы прибыли в Агдам. В импровизированном госпитале, сконструированном в железнодорожных вагонах, я также видела женщин и детей с пулевыми ранениями из Ходжалы, азербайджанского селения с населением 6 тыс. человек. Рашид Мамедов, начальник полиции Агдама, сообщил, что около 500 человек нашли прибежище в его городе. А где же остальные? "Некоторые, вероятно, взяты в плен или спаслись бегством", – сказал он. Множество тел все еще лежит в горах, так как у азербайджанцев недостает вертолетов для их поиска.
Виктория Ивлева, российский фоторепортер:
– Вместе с врачами я шла во втором эшелоне атакующих. В нескольких километрах от Ходжалы мы вдруг увидели, что навстречу нам движется что-то, в темноте напоминавшее облако. Мы услышали стоны, крики на азербайджанском и армянском, ругательства. "Облако" оказалось толпой. Полуодетые люди, много детей… "Это турки-месхетинцы, мы их взяли в плен", – объяснили конвоировавшие их армянские солдаты. Последней в толпе турок шла женщина с тремя детьми. Босая, по снегу. Она еле передвигалась, часто падала. Оказалось, что самому маленькому из ее детей два дня. Два дня! Я взяла этого ребенка на руки и пошла вместе с турками. Размазывали слезы мы обе – и я, и эта женщина. Ночь, неразбериха… Хотя у меня на одежде были знаки, по которым штурмовавшие отличали друг друга, пару раз меня ударили прикладом и обругали, поторапливая. Я знала, что мне ничего не грозит, но на какую-то минуту почувствовала себя пленной. Никому не пожелаю.
Вадим Белых, корреспондент «Известий»:
– Время от времени в Агдам привозят обмененных на живых заложников тела своих погибших. Но в ночном кошмаре такого не привидится: выколотые глаза, отрезанные уши, снятые скальпы, отрубленные головы… Издевательствам предела нет.