Закрытие за один месяц шести банков в стране говорит об очень серьезных процессах. Некоторые банки закрыли, даже не предложив им консолидацию.
Как передает AZE.az, накануне СМИ написали, что лицензия «Texnikabank» также будет аннулирована, пишет Минвал. Председатель правления банка Этибар Алиев выразил свое отношение к информации об отзыве лицензии. В своем интервью Musavat.com он опроверг это решение Центробанка. Он также и опроверг информацию, что сотрудникам банка уже сообщили о закрытии: «Я не объявлял об этом сотрудникам, все находятся на своих рабочих местах. Нет никакого решения об аннулировании лицензии банка. Но если такое решение будет принято, мы отнесемся к нему с уважением».
Источник из этого банка сообщил, что закрытие «Texnikabank» на самом деле ожидается, но Центробанк пока не объявил об этом официально.
Отметим, что после девальвации, которая произошла 21 декабря, азербайджанские банки стали закрываться, а некоторые консолидироваться. Закрыто уже шесть банков, ожидается слияние нескольких крупных банков.
Эксперт Вугар Байрамов сообщил, что в мировой практике еще не было столь стремительного отзыва лицензий:
«К сожалению, стратегия Центробанка, направленная на аннулирование лицензий банка, в нынешний момент вовсе не повышает доверие к банковскому сектору, а понижает его. Центробанк должен был начать этот процесс намного раньше. Например, «Bank of Azerbaijan» уже более двух лет не может вернуть вкладчикам их депозиты и даже проценты по депозитам. Центробанк же отозвал лицензию этого банка, промучив клиентов 2 года. Надо было сделать это поэтапно, чтобы не снижать доверие к банкам. К сожалению, он этого не сделал, и теперь банковский сектор страдает от этого. Не думаю, что закрытие банков в нынешней ситуации оздоровит банковский сектор, наоборот, после стремительного закрытия банков доверие к ним окончательно утрачено. Вкладчики задумались над тем, чтобы забрать свои депозиты из банков. Центробанк должен был использовать другие методы, постараться консолидировать банки.
К сожалению, Центробанк избрал политику стремительного закрытия, а не слияния. Последние процессы создают серьезные риски даже для ряда банков, которые не обанкротились».
Эксперт Натиг Джафарли полагает, что последовательное закрытие банков является результатов стресса, продолжающегося в банковской системе более года: «Стрессовая ситуация продолжается более года. После двух девальваций банки оказались в очень тяжелом положении, сейчас проблемными являются как активы, так и пассивы. Они не могут получить обратно выданные кредиты, а сами задолжали международным организациям, причем не мало. Банки закрываются один за другим для того, что приведет к полной ликвидации мелких банков. Затем подумают о консолидации крупных банков или же о программе поддержки.
Процесс закрытия банков продолжится, что сильно понижает доверие населения к банковской системе. Центробанк даже не может нормально объяснить закрытие банков. Народ беспокоится. Число банков может сократиться наполовину, то есть до 20 банков могут закрыться. Затем может произойти слияние и «поглощение» со стороны крупных банков. После того, как число банков резко сократиться, правительство может принять решение о поддержке. Сейчас же никакой поддержки нет, правительство просто наблюдает со стороны за процессом закрытия, ждет, когда в конце останутся только крупные банки. Без поддержки государства банки не смогут оправиться».
Эксперт Губад Ибадоглу сообщил, что аннулирование лицензий проблемных банков – это самое легкий этап проводимой в этом направлении безальтернативной политики: «Для того, чтобы эти меры привели к оздоровлению банковского сектора, Центробанк, Фонд страхования вкладов и ликвидационная комиссия должны сделать все, чтобы вкладчики остались довольны, а заемщики не злоупотребили этой ситуацией. Для этого требуется серьезная подготовка и мониторинг. Если возникнут проблемы с получением депозитов в закрытых банках, это нанесет урон всей банковской системе. В этом тонком вопросе на Центробанк ложится очень большая ответственность. Банк не должен завершать свою миссию только лишь принятием решения, а должен контролировать их исполнение. Центробанк несет ответственность за наблюдение и мониторинг процесса».
Напомним, что банковскую и финансовую политику в стране осуществляют два чиновника – министр финансов Самир Шарифов и председатель правления Центробанка Эльман Рустамов. Они регулярно появляются перед камерами и рассказывают медиа о проводимой политике. После декабрьской девальвации деятельности С.Шарифова и Э.Рустамова не могут дать нормальную оценку даже самые объективные эксперты. Эти чиновники будто специально стараются парализовать финансовую и банковскую систему Азербайджана. Трудно сказать, чем закончится этот процесс. Точнее, видно, что ничего хорошего для нашей страны это не предвещает…