Каспийское море стремительно превращается из геополитической окраины в «пороховую бочку» регионального соперничества, утверждает Foreign Policy.
Как сообщает AZE.az, обозреватель Foreign Policy Джошуа Кучера считает, что "обстановку подогревают триллионы нефтедолларов – предполагаемая стоимость месторождений в водах Каспия".
По мнению автора, нарастающая гонка вооружений впервые стала заметна осенью прошлого года, когда Россия и Казахстан провели совместные военные учения в акватории Каспийского моря. Начальник Генштаба ВС РФ назвал учения мерой предосторожности – подготовкой на случай "экспорта нестабильности из Афганистана после вывода войск НАТО из этой страны" (цитата по английскому тексту статьи).
Однако газета "Московский комсомолец" опубликовала карту, которая предположительно отражала "истинный сценарий учений – он состоял в обороне нефтяных месторождений Казахстана от нескольких эскадрилий боевых самолетов F-4, F-5 и Су-25". Судя по курсу и моделям самолетов, "условный противник" прибыл из Ирана.
Пока мир сосредотачивается на вероятности удара Израиля по Ирану, в Прикаспийском регионе бывшие республики СССР незаметно наращивают вооружения, утверждает автор. Морские границы Азербайджана, Казахстана и Туркмении до сих пор остаются неясными, особенно границы с Ираном. В спорных водах имеются богатые месторождения нефти и газа, потому-то Азербайджан, Казахстан и Туркмения тратят деньги на защиту источника своих новых богатств. Эти три государства создают свои ВМС с нуля, а Россия и Иран укрепляют уже имеющиеся ВМС.
"Пожалуй, главная, но не единственная причина – недоверие к Ирану", – пишет автор. Страны поменьше также опасаются, что господство России на море позволяет Москве командовать их политикой в нефтегазовой сфере. Иран и Россия боятся присутствия США и Европы в Прикаспийском регионе. "Все эти факторы в кругу стран, не доверяющих друг дружке и скрывающих свои намерения, готовят почву для потенциального конфликта", – говорится в статье.
В последние годы на Каспии было несколько некрасивых инцидентов: например, в 2001 году иранская военная авиация и военный корабль пригрозили судну BP, которое вело разведку нефти в водах, которые Азербайджан считает своими.
Конечно, Каспийское море все еще не стало настоящей горячей точкой, но тенденция опасная, считает автор. "Все 5 прикаспийских стран настолько скрывают свои намерения, что велик простор для недоразумений, способных породить катастрофический конфликт, которого никто не хочет", – говорится в статье. Ирония в том, что официально власти всех 5 стран призывают к демилитаризации Каспия, а наращивание вооружений объясняют по большей части угрозой терроризма или пиратства.
На деле это классический случай восприятия соседями оборонительных усилий как наступательных, считает автор. Азербайджан, например, опасается, что иранцы начнут добычу нефти в его водах. Российские комментаторы иногда грозят применением силы в случае, если проект транскаспийского газопровода по инициативе Туркмении начнет осуществляться. Тем временем предполагаемые партнеры по газопроводу – Азербайджан и Туркмения – спорят об одном из нефтяных месторождений.
Баку просит помощи у США, ссылаясь на эскалацию напряженности на море. Россия и Иран полагают, что это наступление на их стратегические окрестности. "США, однако, поклялись расширить свое присутствие на Каспии и, видимо, намерены помочь малым странам не отступать перед Россией и Ираном", – пишет автор, ссылаясь на свежие планы военной помощи США, подготовленные Госдепартаментом.
Напряженность будет только возрастать, полагает автор. Недавно Иран объявил, что обнаружил в море колоссальное новое месторождение нефти. О точном местоположении не сообщается, но аналитик Алекс Джексон, исходя из имеющейся информации, пишет: открытие сделано "в водах, которые разумно считать азербайджанскими".