Как сообщает собственный корреспондент Bakililar.AZ, по переписи 1989 года в Москве представителей азербайджанской диаспоры было лишь 21 тысяча, сейчас — около 100 тысяч официально, то есть примерно 1 процент населения столицы. Опередив по численности евреев, белорусов и грузин, они стали в последнее время более заметными.
При наличии сильной прослойки интеллигенции, в массе своей азербайджанцы-мигранты принадлежат к относительно менее образованной части столичного населения. Только 13 процентов из них имеют высшее образование. Верующих-мусульман среди них даже больше, чем среди татар (71 процент).
Эта этническая группа как никакая другая ревностно хранит свои традиции. В частности, больше половины женщин не работают – ведут домашнее хозяйство, в семье не поощряются межнациональные браки и т.п. Значительная часть этой диаспоры сохраняет тесную связь с Азербайджаном и мечтает туда вернуться.
Заметно больше, сравнительно с другими этническими группами, людей, не отказавшихся от азербайджанского гражданства. Правда, делают выводы социологи, положение азербайджанцев в Москве в ближайшем будущем может измениться. Молодежь получает образование в российских школах и вузах, уже 85 процентов столичных азербайджанцев считают, что свободно владеют русским языком.
Как отмечают социологи, в Москве азербайджанцы постепенно начинают преодолевать даже застарелые предубеждения: большинство опрошенных считают, что необходимо «воспитание уважения между народами Азербайджана и Армении».
Разница между мигрантами желающими стать москвичами и мигрантами рассматривающих Москву, как место для временного заработка достаточно сильная.
Возьмем азербайджанцев желающих остаться в Москве навсегда. 34 процента из них завели свое дело. 48 процентов имеют постоянную работу. Только шесть процентов имеют разовую работу.
Если взять срез среди тех мигрантов, которые приехали заработать и уехать, то картина совсем другая. Около 30 процентов имеют постоянную работу. 44 процента имеют лишь временную работу. Собственное дело есть у 22%, а 6 процентов перебиваются случайными заработками.
Соответственно эти люди оценивают и свое материальное положение: 22,5 процента ориентированных на жизнь в Москве ни в чем себе не отказывают, а у 34-х процентов вызывает затруднения лишь покупка дорогих вещей. Среди временщиков каждому пятому (27 процентов) хватает денег только на еду, а 44 процента в состоянии купить только то, что крайне необходимо.
Меньше трети азербайджанцев, ориентированных на постоянную жизнь в столице, не в состоянии примириться с московскими традициями, а 45 процентов считают, что в русском городе надо жить согласно русским обычаям и традициям. Зато во второй, «транзитной» группе нетерпимых больше половины, а соблюдать московские нормы готовы лишь 25 процентов.
Среди временщиков вчетверо больше тех, кто гордо заявляет: «Только слабые и трусливые люди соблюдают все законы и правила!» – и нарушают их, если считают нужным (11 процентов против 2,4% в первой группе). При этом согласились с утверждением «спокойно и достойно можно жить только среди своих» 9 процентов «потенциальных москвичей» и 48 процентов временных мигрантов-азербайджанцев.
Эльвира Байрамова, Москва