«Встреча президентов состоялась, однако о продвижении вперед пока говорить трудно», – заявил в интервью с заведующим отделом внешних связей Аппарата президента Новрузом Мамедовым
– Каковы итоги неофициального саммита глав государств СНГ в Санкт-Петербурге?
– Главной целью визита президента Азербайджана в Санкт-Петербург было как участие в неофициальном саммите СНГ, так и продолжение переговоров по урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе.
Что касается первого вопроса, то саммит прошел нормально, президенты затронули вопросы нынешней ситуации в СНГ, перспектив организации, провели обмен мнениями. Главный саммит состоится осенью в Душанбе. В связи тем, что этот саммит носил неофициальный характер, принятие и подписание документов не проводилось.
– Чем завершилась встреча президентов Азербайджана и Армении?
– Встреча между президентами Армении и Азербайджана по урегулированию нагорно-карабахского конфликта состоялась.
Встреча была трудной, длилась она более 3 трех часов. На встрече частично приняли участие министры иностранных дел и сопредседатели, однако в основном переговоры проходили между самими президентами.
Внимание к встрече было большим. Причина в том, что несколько месяцев назад позиции как сопредседатели, так и руководители различных организаций заявили о своих позициях, делали оптимистические прогнозы и подчеркивали возможность подвижек на переговорах.
В принципе, так и должно было быть, потому что успехи Азербайджана в политической, экономической, культурной, военной и других сферах за последние годы повысил рейтинг, вес, укрепили позицию нашей страны в регионе.
В то же время Азербайджан получает конкретную поддержку со стороны международных организаций и различных государств. Оценив должным образом такую ситуацию и перспективы, Армения должна была предпринять шаг, который бы способствовал ее нормальному развитию в будущем.
Однако, на этой встрече армяне то ли под давлением определенных кругов, то ли под чью-то диктовку, но не захотели отказаться от своей позиции.
Армения все еще не может занять конструктивную позицию по ряду пунктов Пражского процесса по поэтапному урегулированию. Поэтому, оценивая встречу, можно сказать, что встреча состоялась, переговоры продолжаются, однако о продвижении вперед пока говорить трудно.
– Не делают ли поддерживающие Азербайджан международные организации попыток создать механизм давления, который призвал бы Армению к конструктивности?
– У таких международных организаций, как Совет Европы, ОБСЕ, Организация исламской конференции, ГУАМ, ОЧЭС, ECO нет такого механизма. Пока что нет решения, осуждающего агрессорскую политику Армении. Однако осуждающие эту политику резолюции приняты Совета Безопасности ООН.
Вообще, единственным органом, который смог бы вынести решение в связи с этим, является СБ ООН, но его резолюции пока не дают эффекта. Существует около ста подобных решений по ситуации на Ближнем Востоке, десятки – по конфликту между Пакистаном и Индией, четыре – по Нагорному Карабаху, однако эти решения не дали эффекта.
Согласно международному праву, наша позиция справедлива, мы являемся сторонниками разрешения проблемы мирным путем. Мы делаем это с тем, чтобы не было необходимости урегулировать конфликт военным путем.
– Будет ли продолжен переговорный процесс по нагорно-карабахскому конфликту?
– Несомненно, переговоры должны продолжаться. Они будут проводиться при посредничестве как сопредседателей, так и министров иностранных дел, однако точное время очередной встречи пока не определено.
– Коснулись ли президенты вопроса о встрече национальных команд Азербайджана и Армении по футболу? Председатель ОБСЕ предлагал провести встречу команд в Испании…
– Нет. Предложения по такому поводу должны вносить соответствующие структуры, чтобы президенты при необходимости могли выразить свое отношение к вопросу.
– Принято ли неофициальным саммитом решение в связи с завершением срока полномочий исполнительного секретаря СНГ Владимира Рушайло?
– Такой вопрос на повестке стоит, однако решения по нему нет.