Впервые в истории Соединенных Штатов на один из ключевых постов в администрации приглашен мусульманин. Это – бывший посол в Ираке Залмай Халилзад, которого президент Буш хочет видеть представителем при ООН
В Багдаде его сменит бывший посол в Пакистане Райан Крокер. Госсекретарь Кондолиза Райс сказала, что эти две дипломатические должности – самые трудные и важные в мире.
Залмай Халилзад бегло говорит на родном пушту и других восточных языках. Он родился в Афганистане, учился в Ливане и на протяжении почти всей своей карьеры консультировал Белый дом по проблемам исламского мира.
Суннит Халилзад знает отличие восточного мышления от американского. Вернувшись в Кабул послом Вашингтона, он понял, как трудно будет современной боевой техникой разбить талибов, вооруженных религиозным фанатизмом и терпением.
“Когда я имел дело с талибами, они мне говорили: “У вас, американцев, есть сколько угодно часов, а на нашей стороне – время!” – вспоминает бывший посол в Афганистане. – Я постоянно напоминал Вашингтону, как сложна здесь обстановка, как трудно нам будет добиться успеха, и что мы тоже должны набраться терпения”.
Восток – дело тонкое
В перерывах между заграничными командировками Залмай Халилзад постиг хитросплетения коридоров власти Вашингтона. Он близко сошелся с основными инициаторами вторжения в Ирак – бывшим главой Пентагона Дональдом Рамсфелдом, его замом Полом Вулфовицем и вице-президентом Диком Чейни.
Непосредственная начальница Залмая Халилзада, госсекретарь Кондолиза Райс, называет его по-американски фамильярно – Зал. Она предвидит, что основными заботами представителя Соединенных Штатов при ООН будут ситуация в Ираке, Афганистане и на Ближнем Востоке.
На этом посту, по ее мнению, нужен человек, понимающий тонкости Востока: “Эта работа предъявляет большие требования: мастерство и опыт дипломата, доказанные на деле способности отстаивать свои принципы и при этом добиваться общего согласия и обеспечивать результаты. Мало кто из американцев столь же проявил себя в этом, как Зал”.
Дан приказ – на Восток
На смену Халилзаду послом в Багдад едет другой востоковед – Райан Крокер. Он вырос в Марокко и Турции, работал в Афганистане, Ираке, Иране, Египте, служил послом в Ливане, Кувейте, Сирии и Пакистане.
“Следующие два года вполне могут стать самыми важными для нашей миссии в Ираке, – говорит госсекретарь. – Там нас ждут новые вызовы, от нас будут требовать изменения стратегии. В среду президент Буш обратится к нации и обозначит новый курс для Ирака. Новые люди будут руководить нашими военными и дипломатическими усилиями. Президент Буш хочет, чтобы наше посольство возглавил Райан Крокер”.
Бывший помощник госсекретаря по Ближнему Востоку Эдвард Уокер называет Крокера “тихим американцем”. По его мнению, он не будет оказывать такого заметного влияния на иракскую политику, как Халилзад.
“Райан – профессиональный дипломат, он в этой игре уже давно, служил в самых сложных регионах, понюхал пороху в Бейруте, когда там взорвали посольство, – отмечает коллега-дипломат. Но, в отличие от Халилзада, он провел мало времени в Вашингтоне. О нем будут судить по тому, как он повлияет на ситуацию в Ираке, а не на атмосферу в Вашингтоне”.
Для своего опыта и заслуг Халилзад и Крокер молоды – одному 55, другому – 57 лет. Им, очевидно, предстоит дальше разбираться с последствиями иракского кризиса.
В команду Джорджа Буша сейчас вводятся свежие игроки, а самому капитану осталось до смены два года.